Прошло больше 20 лет с тех пор, как мы вместе с заведующей только что созданного краеведческого отдела Сергиево-Посадского музея-заповедника пришли к председателю Совета краеведов России С.О. Шмидту и спросили, чем нам следует заниматься. Он ответил: людьми, известными людьми, которые жили в Вашей местности. Тогда я растерялась. Мне казалось, что краеведение – это археология, этнография, природоведение и т.д. Причем здесь люди?! Должно было пойти время, чтобы понять: мы не археологи, не этнографы, не географы, даже не историки. Но в местности, в которой мы живем, жили и работали самые разные люди. И вот ими-то мы можем и должны заниматься.
Одной из первых наших выставок стала выставка «Князья Трубецкие в нашем крае». Трубецкие владели усадьбой Ахтырка. Изучению этой усадьбы и ее владельцев посвятил годы жизни замечательный краевед Д.С. Ганешин. После его смерти в одном из альманахов была опубликована его работа об Ахтырке[1]. Но тогда, в советское время, он вынужден был ограничить исследование XIX веком. А оказалось, что живы потомки владельцев усадьбы. Знакомство с ними позволило значительно расширить рамки исследования, добавив сведения о тех Трубецких, которые остались на родине, и тех, кто оказался в эмиграции.
В 1996 г. на семейное собрание потомков последнего из Трубецких, владевших Ахтыркой, съехалось из разных стран мира, включая и Россию, – более 250 человек. Они посетили выставку. И я тогда подготовила небольшую книгу «Усадьба Ахтырка и князья Трубецкие». У музея средств на нее так и не нашлось. Но через 10 лет, к следующему семейному собранию Трубецких, она вышла, благодаря тому, что один из них дал денег[2]. Книжка вскоре стала особо редкой и ценной. Это пример того, как краевед может путем общения с людьми получить новую интересную информацию и закрепить ее, издав книгу. Известный краевед 1920-х годов М.И. Смирнов писал: «Любой отдел музея, любую экспозицию можно уничтожить. Но напечатанное, хотя бы в ограниченном количестве, все же останется где-то по научным библиотекам и будет существовать, пока не обратиться в труху бумага»[3]. Я полностью согласна с этим мнением и призываю краеведов писать книги и искать пути их издания. В виде книги, на мой взгляд, информация намного удобнее для пользования, чем помещенная в сборник.
А знакомство с Трубецкими имело продолжение. В 1920-х гг. некоторые потомки владельцев усадьбы жили в Сергиевом Посаде. Оказалось, что в этом городе в то время поселилось несколько известных дворянских семей, образовав своеобразную социальную диаспору. Через Трубецких удалось выйти на некоторых из них и их потомков. В результате, помимо научных работ, была написана книга, названная фрагментом строчки из воспоминаний графа Ю.А. Олсуфьева «… под покров Преподобного»[4]. Ее удалось выпустить большим тиражом в издательстве Троице-Сергиевой лавры.
Конечно, очень ценна работа краеведа с архивами. Но архивные материалы могут ждать своего исследователя. А вот люди, как известно, смертны. Так что надо спешить. На наших глазах ушло то поколение 1920-х годов, благодаря которому стало возможным провести эту работу.
Опыт деятельности сергиево-посадского краеведа Т.Н. Шпаньковой показывает, что интерес у читателей вызывают и исследования, посвященные обычным жителям города. Она последовательно изучает старые районы Сергиева Посада, заходя в каждый дом. Выясняет характер занятий, судьбы людей, которые в нем жили. Больше всего удается узнать о жизни жителей города в 1920–1930-х гг. Не каждый сможет проделать такую работу. Успеху Т.Н. Шпаньковой способствует ее искренний интерес к людям, к работе, и то, что она коренная жительница города, имеющая в нем массу связей. Сейчас не очень-то пустят в дом незнакомого человека. Вышло уже четыре ее книги. И их охотно раскупают. Оказывается, люди ценят то, что история их семьи, судьбы их предков запечатлены в книге[5].
Сейчас почти не осталось участников Великой Отечественной войны. Все меньше остается и тех, кого называют детьми войны. А ведь их воспоминания это бесценные свидетельства истории. Первостепенная задача краеведов собрать их. В Сергиево-Посадском районе не так давно вышли два тома воспоминаний «детей войны»[6]. К сожалению, Совет ветеранов, занимавшийся сбором и изданием, не привлек к этому делу краеведов, и материал получился сырым. Но и в таком виде эти книги исключительно ценны для создания правдивой истории XX века, так искажавшейся в советское время.
Велика потребность в научно-популярной краеведческой литературе. Человек, не занимающийся специально краеведением, не будет рыться в разных сборниках в поисках тех или иных сведений. Долг краеведов предоставить ему такие сведения в удобной форме. Конечно, публикации в газетах и выступления на радио и на телевидении очень полезны. Однако они дают людям обычно обрывочные сведения. На первое место я бы поставила книгу. К книге человек всегда может возвратиться и уточнить интересующий его вопрос.
В Сергиевом Посаде есть также опыт создания книги в жанре «книг для чтения». Она вышла под названием «Из прошлого Сергиевской земли»[7]. Особенность в том, что сделана она с органичным включением материалов мемуарного характера, написанных искусствоведами, литераторами, художниками и другими лицами. Таких материалов, разбросанных по разным изданиям, оказалось немало. Ведь в нашу местность Лавра и усадьба Абрамцево привлекали многих. Цель книги – дать эмоционально-эстетическое представление о родной земле через восприятие ее разными людьми, пробудить в читателе интерес и любовь к родному краю.
В книгу вошел фрагмент повести И. Шмелева «Богомолье», описание архитектурного облика Лавры и окрестных монастырей и скитов, приведены сведения об игрушечном промысле, являвшемся одним из основных занятий жителей Посада в прошлом. Даны впечатления от облика города, начиная от первых послереволюционных лет и до Великой Отечественной войны. В книгу вошло описание усадеб, природы края, а также сведения о художниках, запечатлевших облик города.
Очень удобны для читателя небольшие брошюры, которые можно читать и в электричке, и присев где-нибудь на лавочке. К изданиям такого типа относятся, например, брошюры «По железной дороге из Москвы в Сергиев Посад» и «Святые окрестности Троице-Сергиевой лавры». К сожалению, выпуск подобных брошюр прекратился. Престижным считается издание тяжеленных томов, пользоваться которыми весьма неудобно. В результате даже в таких городах как Сергиев Посад и Хотьково до сих пор нет в продаже даже небольших путеводителей. И это, несмотря на то, что руководство страны в последнее время усиленно призывает развивать внутренний туризм.
Если же говорить о книгах большого объема, то, несомненно, предпочтение стоит отдавать изданиям энциклопедического характера. Но пока в Сергиевом Посаде выпущена только одна энциклопедия: «Художники Сергиева Посада»[8]. Автор концепции и вступительной статьи А.У. Греков.
Отдельно стоит сказать о литературном краеведении. Ю.Н. Палагин, в прошлом преподаватель литературы в школе, выпустил четыре тома, посвященных поэтам и писателям, имевшим отношение к Сергиеву Посаду[9]. Эти книги, особенно те, в которых речь шла о писателях XIX и XX веков, охотно покупали.
Но последствия имело только исследование пребывания на нашей земле Бориса Пастернака. Неподалеку от Хотькова в деревне Мутовки он провел лето 1927 г. И с 1987 г. сначала в Хотькове, потом в Сергиевом Посаде стали проводиться праздники поэзии Пастернака. На доме, где он жил к его 100-летнему юбилею установили памятную доску, в 2000 г. в Сергиево-Посадском музее-заповеднике открыли выставку «Мир Пастернака». И с тех пор проходят ежегодные литературные конкурсы под названием «Пастернаковское лето». Вышла и книжка с таким же названием[10].
Конференция носит название «Общие страницы истории Подмосковья». Думаю, что история, по крайней мере, ближайших к столице районов очень сходна. Но, конечно, если говорить об известных людях, то это были разные люди, разные были в каждой местности, церкви, усадьбы, промышленные предприятия, памятники архитектуры. И задача краеведов каждой местности заниматься их изучением.
Что касается районных музеев, то, как мне кажется, наибольший интерес для посетителей вызывают все же не музеи, называемые краеведческими, именно потому, что районы Подмосковья имеют много общего, а музеи, посвященные какому-либо человеку или производству. Например, в Коломне – Музей пастилы, в Мелихове – Музей-заповедник А.П. Чехова и т.п.
Доклад прочитан на Межрайонной краеведческой конференции в Щелкове 09.06.2016 и выложен на официальном сайте Щелковского краеведческого музея в июне 2016 г.
[3] Цит. по: Смирнова Т.В. Краевед М.И. Смирнов (1868–1949) // М.И. Смирнов и М.М. Пришвин в Переславле-Залесском (1925–1926). Сергиев Посад, 2013. С. 22–23.
[4] Смирнова Т.В. «…под покров Преподобного. Очерки о некоторых известных семьях, живших в Сергиевом Посаде в 1920-е годы». СвТСЛ, 2007.
[5] Шпанькова Т.Н. Сергиев Посад. Красюковка. Сергиев Посад, 2007, она же. Сергиев Посад. Кукуевка. Сергиев Посад, 2010; она же. Сергиев Посад. Штатные слободы. Сергиев Посад, 2012; она же. Сергиев Посад. Ильинская горка (Кировка). Сергиев Посад, 2026.
[6] Дети войны – дети Победы. Сборник воспоминаний. Сергиев Посад, 2013; Дети войны – дети Победы. Сборник воспоминаний. Часть II. Сергиев Посад, 2015.
[9] Палагин Ю.Н. Писатели и книжники XIV–XVIII веков в Сергиевом Посаде. Сергиев Посад, 1997, он же. Зарубежные писатели XVI-XIX веков в Сергиевом Посаде. Сергиев Посад, 2001; он же. Русские писатели XIX века в Сергиевом Посаде. Сергиев Посад, 2004; он же. Русские писатели и поэты XX века в Сергиевом Посаде. Сергиев Посад, 2009.