Смирнова Т. В. Влюбленный в Ахтырку. О краеведе Д.С. Ганешине

Дмитрий Сергеевич Ганешин (1904–1977) начал вступление к своему труду об усадьбе Ахтырке словами: «Пожалуй, я один из немногих представителей старшего поколения людей, которым посчастливилось видеть и запомнить навсегда подмосковную ахтырскую усадьбу в ее первозданном виде, незадолго до гибели главного дома от пожара и последующего разрушения других ее частей»[1]. Он увидел бывшую усадьбу князей Трубецких в 1921 году. Увидел теплым осенним днем в лучах закатного солнца. И ее облик оказался незабываем. Не изгладился и за годы, проведенные на Соловках и в Сибири.

1921 год. На окраинах страны еще идет Гражданская война. Разруха и голод. И вдруг организована экскурсия московских школьников в Абрамцево и Ахтырку. В чем дело? А дело в том, что Ганешин учился не в обычной московской школе, а в бывшей гимназии, которую продолжали называть Алфёровской, хотя ее основатели супруги А.С. и А.Д. Алферовы были арестованы ЧК и расстреляны без суда и следствия в 1919 году. Традиции этой гимназии сохранялись еще несколько лет[2]. Ту незабываемую экскурсию организовали двое учителей: С.В. Бахрушин, преподававший историю, впоследствии академик, и П.П. Пашков, художник, преподававший рисование и историю искусств, в дальнейшем профессор Театрального училища имени Щепкина.

После школы Ганешин поступил в МВТУ. А в апреле 1926 года был арестован по групповому делу скаутов.

Скаутское движение возникло сначала в Англии, в 1907 г. и быстро распространилось по миру. Целью было физическое, духовное и нравственное развитие молодежи. Эта организация была добровольной и независимой. Принципы скаутов: они должны быть честными, полезными своей стране, помогать всем, кто нуждается в помощи, не унывать ни при каких обстоятельствах и по-доброму относиться к животным. В России первые скауты появились в 1909 году. У скаутов была своя форма, было приветствие – «Будь готов!» и отзыв – «Всегда готов!». Была и песня «Картошка». Книгу о Тимуре и его команде Аркадий Гайдар писал, используя мемуары скаутов, к тому времени уже репрессированных. Пионерская организация многое потом взяла от скаутского движения. Но само оно в нашей стране было объявлено реакционным и буржуазным. В 1919 г. Всероссийский съезд комсомола принял постановление закрыть скаутскую организацию как идеологически несоответствующую коммунистическому воспитанию молодежи.

Окончательный разгром произошел в апреле 1926 года. Скаутов, включая и бывших членов организации, арестовали. Они оказались в Соловецком концлагере, в ссылке на Севере, в Сибири, в Казахстане[3]. Но и в самых трудных условиях, оказавшись вперемешку с уголовниками, скауты сохраняли верность своему братству, старались помогать друг другу. (Отличали своих по рукопожатию – здоровались левой рукой). И даже на Соловках отмечали день рождения своей организации, хотя и не могли собраться вместе. Ганешин попал на Соловки. Прибывшие ранее скауты смогли спасти его от верной гибели, устроив на работу по строительству узкоколейной железной дороги.

23 июня 2014 года Национальная Организация Русских Скаутов-разведчиков установила на Соловках памятный камень с надписью:

РОССИЙСКИМ СКАУТАМ-РАЗВЕДЧИКАМ

Они были и остались верными Богу, Родине, своему братству. Одни провели здесь годы, другие остались навечно. Господи, упокой их души![4]

После отбытия срока Ганешин был выслан в Сибирь. Вернуться в Москву ему удалось, по-видимому, в 1932 году. Сам он писал, что с этого времени он летом снимал комнаты в деревенских домах в Ахтырке. Работал инженером-конструктором. К сожалению, мы знаем очень мало о его жизни и работе в этот период.

Все репрессированные скауты были реабилитированы в 1964 году. Ганешину как раз исполнилось 60 лет, и он вышел на пенсию. В это время он впервые прочитал ранее недоступные воспоминания князя Е.Н. Трубецкого «Из прошлого»[5]. Князь  писал о детстве и юности в Ахтырке, о своих родных. Ганешина так заинтересовали эти воспоминания, что дальнейшую жизнь он целиком посвятил изучению истории Ахтырки, ее архитектуры, а также судеб ее владельцев князей Трубецких, владевших Ахтыркой полтора столетия, их предков и их гостей – знаменитых музыкантов. Находил произведения искусства и старые фотографии, запечатлевшие усадьбу. Он был настоящим исследователем: искал сведения в Центральном архиве литературы и искусства, Центральном архиве древних актов, музейных фондах,  старой литературе. Так у него накопился целый чемодан тетрадей и блокнотов с выписками  из разных источников. Не пренебрегал он и рассказами старожилов села. Полнота исследования просто поражает.

Скончался Ганешин после тяжелой болезни. Его одноклассник, также учившийся в Алферовской гимназии, А.А. Угримов, указывает дату кончины: 29 декабря 1977 г. (В интернете есть и другая дата – 1979 год).

 Свою рукопись об Ахтырке Ганешин не считал законченной. А.А. Угримов опубликовал  ее с некоторыми сокращениями [6]

Труд Ганешина был использован при создании в 1996 г. выставки «Князья Трубецкие в нашем крае» в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике. Выставка пользовалась большим успехом. На ней побывали и потомки князя Николая Петровича Трубецкого, последнего из Трубецких, владевших Ахтыркой. Они приехали на семейное собрание из разных стран мира. А к следующему такому собранию была выпущена книга об Ахтырке и Трубецких, также в значительной части основанная на работе Ганешина[7]. Хочется вспомнить слова Исаака Ньютона, писавшего, что он сам стоял на плечах великих. Д.С. Ганешин и был великим краеведом.

Этого человека называли иногда мечтателем. Ведь он не ограничился исследованием Ахтырки, а еще деятельно хлопотал о восстановлении усадебной церкви Ахтырской иконы Божией Матери. И в том, что она была реставрирована, есть и его заслуга.

Принципы скаутов: делать добрые дела, и не унывать ни при каких обстоятельствах. Д.С. Ганешин  оставался скаутом до конца своих дней. 

Жизненный путь этого краеведа позволяет сделать такие выводы:

–  какое бы не было тяжелое время, детей надо приобщать к искусству;

– никакой возраст не мешает начать заниматься краеведением, как не мешает заниматься краеведением и отсутствие гуманитарной специальности;

 – краеведу надо стараться издавать свои труды, не дожидаясь их полного завершения. Исправления и дополнения можно внести позднее самому или это сделают те, кто идет за ним. Надо помнить, что печатные издания сохраняются надежней, а рукописи все-таки горят;

–  настоящий краевед сочетает исследовательскую работу с реальными делами.

Опубл.: Хотьковский прорыв. № 13 (110). 2015. С. 7. И прочитан доклад на Краеведческих чтениях северо-восточного Подмосковья 10.10. 2015

 

 

 

 

 


[1] Ганешин Д.С. Ахтырка. Записки краеведа // Панорама искусств. 1981, № 4. С. 385.

 

 

[2] О быв. Алферовской гимназии тех лет  см., например: Голицын Сергей. Записки уцелевшего. М., 1990. С. 149–154, 158–160; Реформатская М. На переломе эпох (из записок старых москвичей) // Арбатский архив. М., 2009. Вып. 2. С. 688–691.

 

 

[3] Скаутское движение. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://ru.Wikipedia.org>Скаутское движение. [Электронный ресурс]. Режим доступа  свободный; Скауты: трагическая страница XX века. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www/pravmir.ru/skouty/, свободный; Ганешин Дмитрий Сергеевич Воспоминания о ГУЛАГе [Электронный ресурс]. Режим доступа: sakharov-center.ru > asfcd/auth/, свободный.

 

 

[4] Мемориальный камень в честь скаутов открыли на Соловках. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/news/71698.htm, свободный.

 

 

[5] Трубецкой Евгений, князь. Из прошлого. М., 1917.

 

 

[6] Ганешин Д.С. Ахтырка. Записки краеведа…  С. 384–418. О публикаторе см.: Угримов А.А. Из Москвы в Москву через Париж и Воркуту. М., 2004.

 

 

[7] Смирнова Т.В. Ахтырка и князья Трубецкие. Сергиев Посад, 2006. 100 с.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *