Дорогой Друг! Территория современной школы-интерната имеет свою интересную историю. Ещё несколько веков назад здесь шумел лес. С этой возвышенности открывается завораживающая взгляд панорама древней долины реки Вори. Внизу протекает сверкающая на солнце река в зарослях осоки и густого кустарника, а дальше за горбатыми полями можно увидеть деревни Мутовки и Быково. В конце ХIХ – начале ХХ века эта земля перешла по наследству Михаилу Анисимову – зятю владелицы Жучек Варвары Алексеевны Морозовой. Он выстроил здесь барский дом. Усадьба представляла собой красивое двухэтажное деревянное здание с высоким крыльцом и колоннами, с окнами, украшенными резными наличниками, рядом был разбит парк и сад. Со стороны шоссе усадьба была обнесена деревянной высокой оградой с каменными столбами и широкими въездными воротами.
После 1917 года на её территории располагались разные учреждения. В 1919 году была создана Хотьковская опытно-показательная школа, иначе ХоБЮН (Хотьковское бюро юных натуралистов). При ней был детский сад, который мог принять 50 детей – готовили ребят в первый класс, школа 1 ступени, где учился 101 ученик, и три группы школы крестьянской молодёжи. В школе было 5 агрономических кружков. Это учебное заведение давало своим воспитанникам, бывшим беспризорникам и детям бедняков, среднее и средне-специальное сельскохозяйственное образование.
Задача школы заключалась в том, чтобы на опыте своей работы выработать тип деревенской школы, которая вполне могла бы отвечать нуждам и потребностям современной деревни и была бы одним из основных опорных пунктов в её переустройстве.
Чтобы дать крестьянской молодёжи необходимые знания и навыки по сельскому хозяйству, в школе проводилось трудовое или производственное обучение в школьном совхозе: в поле, на огороде, скотном дворе. Школьный совхоз имел 4 десятины пахотной земли, около 8 десятин сенокосных угодий, 2 лошади, 3 коровы, 1 быка и 4 головы молодняка ярославского скота, 12 свиней крупной английской породы и метисов, пасеку в 5 ульев. Для проведения теоретического и практического обучения в школе был агроном и инструкторы по огородничеству и пчеловодству.
В этой школе была электростанция, которая вырабатывала электричество для освещений зданий школы и деревни Жучки. На ней был установлен нефтяной двигатель «Виктория» на 9 л.с. и динамо-машина на 7 квт. Протяжённость сети достигала 6 км. Ламп насчитывалось до 150.
Позже это заведение было преобразовано в партийно-комсомольскую школу, затем в 1943 году здесь был организован Загорский детский дом № 2 для детей, чьи родители погибли в Великую Отечественную Войну. Директором детдома был Николай Алексеевич Худяков. Сейчас, к сожалению, ни от дома, ни от ограды ничего не сохранилось. Воспитанники детского дома учились в Жучках до 5 класса, а старшеклассники самостоятельно ходили в 1-ю школу, старое здание которой располагалось на месте парка «Покровский».
Барский дом был в полном порядке, имел два зала с очень высокими сводами. Во всех помещениях стояли изразцовые печи. Сотрудники жили во флигеле, в котором потом размещались склады. На 110 детей в возрасте от 7 до 17 лет было 6 воспитателей.
Детский дом имел подсобное хозяйство. Был скотный двор, держали шесть коров и трёх лошадей. В саду росли яблони, смородина, крыжовник, земляника, был огород. Летом детский дом переходил на положение трудового лагеря. Работала мастерская, в которой шили одежду и постельное бельё. Над детским домом шефствовал главный штаб ВВС.
Детский дом просуществовал до 1964 года. В 1964 году детей увезли в Константиновский детский дом. Потом в здании детского дома располагалась вспомогательная школа. В 1966—1967 гг. барский дом Анисимова обветшал, был заброшен, признан аварийным и впоследствии снесён.
В 1967 году на территории усадьбы, рядом с барским домом, на месте бывшего футбольного стадиона началось строительство здания будущей детской колонии. В строительстве принимали участие студенты Московского физико-математического института. Но впоследствии строительство было приостановлено из-за жалоб жителей посёлка Академиков, не желавших такого соседства. В дальнейшем было решено закончить строительство и разместить в здании коррекционную школу для детей с проблемами речи. Поэтому строительство затянулось и продолжалось около 9 лет.
Свою работу школа-интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи начала в ноябре 1976 года. Главным направлением в работе этого учреждения является коррекция и компенсация речевых дефектов, оздоровление и социальная адаптация воспитанников. С 1992 года школа работает в тесном сотрудничестве с научно-внедренческой лабораторией физиолого-здравоохранительных проблем образования доктора медицинских наук профессора В.Ф. Базарного.
Руководил подготовкой школы к приёму детей первый директор А.Н. Егоров. Директорами были: В.Н. Праслова, В.И. Федосеева, Н.А. Мичурин, около 20 лет школу возглавлял Ю.В. Егоров, с 2010 года директором школы-интерната является Ильин Сергей Михайлович.
Весной 2016 года учащиеся-выпускники под руководством учителя биологии Полюдченкова Игоря Павловича и учителя истории Королёвой Марии Васильевны осуществили историческую реконструкцию плодово-ягодного сада, который существовал раньше на приусадебном участке дачи Михаила Анисимова. С этой целью школьники посадили вишни, груши и яблони — 20 деревьев различных сортов.
Береги и цени, Человек, свою Землю, помни свою историю.
Эколого-краеведческий проект Яны Исаевой. 2017