Улица Майолик

Ещё два столетия назад эта улица была частью старого  Дмитровского тракта, проходившего через  Хотьково. Название Майолик она получила в 1949 году, когда Хотьково стало городом,  в память о терракотовом заводе  Сергея Григорьевича Дунаева, который располагался здесь, около деревни Митино, на месте современного трёхэтажного дома  1/1.

   Терракотовая и фарфоровая мастерская была основана Дунаевым в 1893 году. В начале своей деятельности он выпускал терракотовые – из необожжённой цветной неглазурованной глины – изделия и фарфоровые игрушки: кошек, собачек, коровок, слоников… С 1903 года по инициативе Московского торгово-промышленного музея кустарных изделий стал выпускать майоликовые – из обожжённой глины, покрытой непрозрачной глазурью с рисунком – вещи в стиле модерн. При переходе на майолику пользовался советами С.И. Мамонтова. К 1904 году в мастерской работало 12 человек.

   Дунаевские изделия пользовались большим спросом. К 1908 году мастерская перерастает в завод, на котором работало 20 человек. Вырабатывались терракотовые, майоликовые и фарфоровые изделия, преимущественно предметы роскоши высокого технического и художественного уровня. Сергей Григорьевич участвовал в русских и заграничных выставках. Получил 14 медалей,  в том числе 5 золотых. Вещи, изготовленные на заводе, продавались не только в России, но и за границей.

   К концу первой мировой войны производство на заводе резко сократилось, а во время революции на нём работал только сам хозяин. В 1922-23 годах завод заработал вновь при штате 6 человек. Вырабатывались уже не предметы роскоши – вазы, статуэтки, -  а аптекарская посуда – банки, ступы. Сбывалась она исключительно в Москву. В следующие годы завод закрыли, а в начале 30–х бывших его хозяев выселили из дома.

   В 1933 году здесь открыли артель «Майолик». Чуть позднее дунаевское производство объединили с кирпичным заводом. В 1937 году завод сгорел.  В советское время в жилом доме располагались квартиры. В 1985 снесли после пожара и  этот, главный хозяйский, красивый одноэтажный деревянный  дом, с резьбой и отделкой майоликовой плиткой, с вензелем «СГД» над крыльцом.

 

Сергей Григорьевич Дунаев вышел из крестьянской семьи деревни Машино. В 1861 году, восьми лет он поступил на фарфоровый завод А. Г. Попова в Горбунове, где учился скульптуре и технологии производства фарфоровых изделий. Затем работал в Гжели и на Волхове. Выучившись мастерству, вернулся в родные края и открыл своё производство, на котором работал вместе с семьёй. В начале ХХ века предприятие Дунаева выпускало до 2000 наименований различных изделий высокого художественного и технического качества. «Дед талантливый был, и вся семья Дунаевых тяготела к искусству, к керамике, — рассказывает внучка Сергея Григорьевича Ирина Александровна. – Его сёстры расписывали изделия, его приемник, мой отец, Александр Сергеевич, закончил Строгановское училище, отделение керамики, его дочь, Татьяна Дунаева, — тоже художник-прикладник. Дунаевы работали и в Дулёве и в Гжели. По потомству профессионально знали керамику».

 

Популярной дунаевской продукцией были кукольные головки из терракоты. Их делали в большом количестве и отправляли в Москву, а с 1912 года поставляли в Сергиев Посад, в артель кустарих-одевальщиц. Кукол одевали в народные костюмы разных губерний России и экспортировали в Америку, в другие страны. Благодаря С.Г. Дунаеву эти игрушки – национальные сувениры – стали полностью принадлежать местному сергиевскому промыслу. До тех пор кукольные форфоровые головки были немецкого и польского производства. Эта иностранная продукция имела фирменные клейма. Вероятно, поэтому и Сергей Григорьевич ставил на кукольных головках марку «Дунаев», хотя другие его изделия не маркировались. Такие редкие образцы дунаевских кукол хранятся в коллекции Музея игрушки в Сергиевом Посаде.

Артелью «Майолик» руководил Пётр Георгиевич Зарубин из Гжели, сам из частных владельцев – лишенцев. Кадры были старые, опытные, «те же митинские лепщики, формовщики и расписчики – хорошие мастера Черёмушкины, — рассказывали работавшие в артели «Майолик» в 30-е годы, — в первом этаже глазодуи сидели, а Поликарповы из Комякино и несколько работниц прорезали на кукольных головках глазки. Мастерская содержалась в чистоте. Каждый знал только своё место. Только не долго продержались. В 1937 году мастерскую сожгли – и долго потом всюду валялись сотни дунаевских форм – они больше не пригодились. В жилом доме сделали красный уголок и производство. Вместо красивых глазурованных и фарфоровых изделий стали выпускать колёсики к кроватям, керамическую плитку. От прежней продукции остались только головки кукольные. Их увозили в Загорск, на фабрику имени РККА. Так и заглохло дело. Остались от митинской старины только тополя, одногодки дунаевского дома, в 1908 году посажены. Вон как поднялись, над всей округой царствуют».

 

Сегодня не осталось ни красивого дома, ни тополей. Остались воспоминания, и дунаевские изделия, хранящиеся в краеведческом музее.Последний, огромный, великолепный чёрный тополь – осокорь, жил на месте теперешней детской площадки. Немного не дожил до 100 лет, его спилили в начале века. Таких огромных тополей в городе остались единицы. И вообще тополей осталось мало – из-за пуха.Хотя цветут тополя не более двух недель, а летающий пух способствует фильтрации воздуха, вбирая в себя пыль. От пуха не бывает аллергии, бывает аллергия от пыльцы растений, которые цветут в тот же период. И биологи и медики уверены, что пользы от тополей намного больше, чем вреда. Они дают нам столько фитонцидов и настолько хорошо очищают воздух, что во все времена это дерево являлось лучшим очистителем воздуха. Ещё латиняне озеленяли им города, это было народное дерево, поэтому латинское название тополя Гораций производит  от слова «народ» (Populus).  Отпечатки листьев тополя были найдены в верхнемеловых отложениях, в то время его ареал доходил до Новосибирских островов. Тополь эффективно удерживает в себе металлосодержащую пыль. Тополевые насаждения выделяют кислорода в несколько раз больше, чем, например, еловые, прекрасно абсорбируют и  расщепляют канцерогенный промышленный растворитель трихлорэтилен, широко применяемый во многих производствах. Из почек тополя  получают фиолетовую краску, а из листьев – жёлтую. Настои коры и почек тополя, обладающие противовоспалительным и жаропонижающим действием, применяются в народной медицине при лихорадке, для лечения, ожогов и т. п. Эфирное масло, получаемое из почек, используется в парфюмерии, а душистую клейкую смолу пчёлы перерабатывают в прополис. Геракл, победив Цербера, был увенчан листвой тополя.

 

Материал подготовила Исаева Я.В.

Использованы материалы книг Ю.Н. Любопытнова и книги «Хотьково» 2004.