Комякино

Деревня Комякино  известна с давних времён. По данным писцовых книг конца XVI века Комякино принадлежало  Троице – Сергиеву монастырю. В те годы в деревне числились 4 крестьянских двора, жители которых обрабатывали 30 десятин пашенной земли, заброшенные 54 десятины заросли лесом, с сенных покосов собирались 100 копен сена. Кроме того, за деревней числились 5 десятин дровяного леса.

В начале XVII века деревня запустела, её пашенные земли поросли лесом. Поселение возродилось во второй половине 1620-х – первой половине 1630-х гг. В 1677 г. в деревне числились 6 крестьянских дворов. Хозяева этих дворов распахивали 96 десятин земли и отдельные поляны на 2 десятинах леса. Кроме того, они скашивали сено по берегам Пажи и склонам оврагов. В 1715 г. в деревне числились 7 крестьянских, 1 вдовий и 2 солдатских двора.

С 1764 года, после указа Екатерины II об изъятии церковных земель в государственную казну, деревня стала государственным имуществом.  В 1770-х г. в казённой деревне Комякино насчитывалось 11 дворов, в 1780-х гг. – 12, в 1800 г. – 18 дворов.

На рубеже  XVIII-XIX вв. Комякино вместе с деревнями Подушкино и Машино находилось временно в командорстве у генерал-лейтенанта Вязмитинова.

Вместе с общим ростом народонаселения России росло число жителей местных поселений. В середине ХIX века деревня насчитывала 23 двора, в 1890 году в ней проживало 152 человека. Крестьяне в Комякино в большинстве своём занимались сельскохозяйственной деятельностью. Извоз - основной вид деятельности дореволюционных жителей деревни, что отчасти подтверждается распространенной здесь фамилией Колесниковы.

В настоящее время непосредственно  на улице Комякинской находится 62  дома. С 60-х годов ХХ-го века началось строительство индивидуальных жилых домов на пустырях,  прилегавших к бывшей деревне Комякино. Сначала с западной стороны возникла улица Новокомякинская, в это время здесь были разрушены старые дореволюционные деревенские конюшни, в которых содержались лошади крестьян, занимающихся извозом. С южной стороны застраивалась территория бывшего здесь во время войны небольшого производства по изготовлению гвоздей. С восточной стороны появилась улица Покровская. В общей сложности на территории бывшей д. Комякино  теперь находится более 120 домов. 

По-прежнему Комякино привлекает художников. Сейчас здесь проживает более 15-и семей выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища, занимающихся как изобразительным, так и декоративно-прикладным творчеством. 

В 1883 г. вблизи Комякина, как говорилось в старых документах, «при деревне», мещанином из г. Юрьева Никитой Васильевичем Финогеновым был основан кирпичный завод. Рабочих было 14, управлял производством сам владелец. По рассказам хотьковских старожилов,  из кирпича этого завода сложен Никольский собор Покровского монастыря.

В начале ХХ века в Комякине действовало небольшое частное керамическое производство  Степана Егоровича Андреева, который поначалу  работал у Дунаева и обучился делу. В мастерской при доме (ул. Комякинская, 64) работал сам хозяин с двумя учениками. Делали расписную посуду, декоративные терракотовые тарелки с видами городов, отливали скульптуру и кукольные головки, как у Дунаева. В 1932 году дело закрыли, хозяина выслали, жену выселили, мастерская сгорела. И на многие годы об этом забыли. Но у родственников сохранились памятные вещи, среди которых серебряная медаль с надписью «За полезные труды», полученная С.Е. Андреевым «за керамические изделия декоративного характера» на Второй Всероссийской кустарной выставке 1913 года в Санкт-Петербурге.  (фото из книги «Хотьково») 

В конце XIX  века   Елизавета Григорьевна Мамонтова и Елена Дмитриевна Поленова подыскивали художника для обучения детей росписи деревянной мебели, которая производилась Абрамцевской мастерской. В Комякине они нашли мастера  Семёна, занимавшегося раскрашиванием цветочков на троицких глиняных чашках и тарелочках. Ему в ученье отдали способных к рисованию мальчиков. Вот как сама Елена Дмитриевна описывает свои впечатления: «…Ужасно мне симпатична эта кустарная мастерская русского народного производства. Это – изба, где на столах разложены кисти, краски, пузырьки с лаками и маслами; за столом два мальчика, ученика Абрамцевской школы, которые отданы Семёну на обучение живописному делу. Сидят они и рисуют на бумаге стильные цветочки, заданные Семёном, точь-в-точь как учат детей чистописанию, – своего рода урок технической композиции. Я спрашиваю Семёна, откуда его мудрость почёрпнута: «Я навыкал около тятеньки, он сам около дедушки. Тятенька посуду расписывал, дедушка дуги раскрашивал». Но, в результате, Семён оказался неталантливым человеком, и быстро перешёл в бездарную рутину, так что пришлось прибегнуть к иному способу обучения ребят.

Археологи рассказывают, что формирование ландшафта современного Хотькова происходило после окончания последнего (Валдайского) оледенения, то есть в последние 10 тысяч лет.  Шло углубление старых речных русел и появление новых. Именно тогда появилась Пажа со своими притоками  и овраги, которые превратили территорию Хотькова и окрестностей в живописное сочетание разнообразных по форме холмов, с давних пор привлекавших многочисленных русских художников.  А  близость к  монастырю, долина извилистой Пажи, соседство с лесистой местностью с вековыми деревьями влекли их в Комякино особенно.  Здесь черпали вдохновение  И.Е. Репин, М.А. Врубель, В.М. Васнецов…                     «Художники в Комякине были не в диковинку, их не боялись, не дичились, от них иногда подрабатывали комякинские ребята на орехи и прочее…» — писал Михаил Васильевич Нестеров, живший в деревне в конце XIX – начале XX века.  Здесь он  делал наброски к своей картине «Видение отроку Варфоломею»: за Комякино, на Паже, ближе к старой Радонежской дороге. В Комякине  Михаил Васильевич встретил девочку, послужившую ему моделью для образа отрока Варфоломея.  «И вот однажды идя по деревне, я заметил девочку лет десяти, стриженную, с большими широко открытыми удивлёнными голубыми глазами… Я замер как перед видением. Я действительно нашёл то, что грезилось мне…  У моей девочки не только было хорошо её личико, но и ручки, такие худенькие с нервно сжатыми пальчиками.  Таким образом, я нашёл не одно лицо Варфоломея, но и руки его» (из писем М.В. Нестерова).

 Дуб, изображённый на картине «Видение отроку Варфоломею», по упоминанию М.В.Нестерова,  также написан около Комякино – раньше их здесь было много. Последние большие дубы, росшие на склоне горки «Орлёнок» сожгли  в 70-80 гг. прошлого века. Столетие назад на территории Хотьково были целые дубовые рощи, в окрестностях и лесах дуб также  являлся наиболее обычным деревом, а сейчас их почти не осталось, что говорит о значительном ухудшении состояния окружающей среды.  Дуб – долгожитель. Жизнь его исчисляется веками. Бывают тысячелетние дубы и даже старше, достигающие  50-метровой высоты. На Руси дуб считался священным деревом. У многих народов он является символом долголетия, мудрости, силы и выносливости. Как орёл среди птиц, как лев среди зверей, так дуб среди деревьев считается «царём». Это очень полезное дерево – даёт кислорода для дыхания 64-х человек. Его корни уходят вглубь земли на пять метров, укрепляя почву, широкая крона очищает воздух и сдерживает ветер. Дуб красив. На латинском языке он называется «кверкус» — «красивое дерево». Древесина его прочная и крепкая,  в воде не гниёт, а  побыв долго под водой, становится до того твёрдою, что её почти не берёт пила. Первым хлебом человека был хлеб из желудей. В древности их сушили в печах и растирали в муку. По питательности жёлуди не уступают ячменю. Отвар коры лечит многие недуги. ( подфон из фрагмента картины с дубом, внизу фото картины «Видение отроку Варфоломею)

     ПОДМОНАСТЫРСКАЯ СЛОБОДА.

В прежние лета рядом с монастырём располагалась Бобыльская слобода. За ней, где сейчас Кооперативный переулок, — так называемая Подмонастырская слобода. А деревня Комякино была  там, где сейчас находится Комякинская улица. В сознании же современных жителей Хотькова  Комякино – это территория, включающая в себя и Кооперативный переулок, который также имеет  свою историю.

Существует версия, что где-то в Подмонастырской слободе,  на берегу Пажи стояла дача Ертова. Всеволод Саввич Мамонтов в своих «Воспоминаниях о русских художниках» утверждает, что интерьер для картины «Не ждали» взят Ильёй  Ефимовичем Репиным с этой дачи, где он провёл лето 1879 года.

По адресу  «Кооперативный пер.12» в конце XIX — начале XX веков находился дом хотьковского урядника Никифора Ильича Дмитриева, который послужил прототипом одного из персонажей к картине И.Е. Репина " Крестный ход в Курской губернии ".  Илья Ефимович неоднократно бывал в этом доме в 1880-83 годах,  сажал здесь липы, помогал хозяевам, поддерживая с ними добрые отношения. Кроме  урядника здесь в Хотьково к " Крестному ходу..." Репин с натуры написал  серию наиболее ярких образов: горбуна, дьякона, богомолок и других персонажей.

В Кооперативном переулке стоит дом,  который окружает усадьба со столетними липами. На доме в 1987 году была установлена мемориальная доска. В 1934 году в нём поселился известный советский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР Виктор Сергеевич Бибиков (1903 – 1973). Вся жизнь Виктора Сергеевича была связана с армией.  Великолепный мастер линогравюры, он создал множество произведений, отражающих героическую историю российских Вооружённых сил. (Наиболее значительные работы: «Броненосец «Потёмкин» проходит сквозь строй царской эскадры» (1950), «Корабли Ушакова в походе» (1945), серия «Северный Военно-Морской Флот в Великой Отечественной войне» (1941—1943)).

Представляет интерес интерьер дома, который почти в первоначальном виде сохранился со времён первого  его хозяина – Кузьмы Фёдоровича Денисова, резчика по дереву высокого класса, который руководил мастерскими Елизаветы Григорьевны Мамонтовой в пору их расцвета, с 1886 по 1903 годы. В начале 1900-х годов позапрошлого века он арендовал землю у Покровского монастыря и выстроил здесь два дома: один жилой, второй под мастерскую. Второй дом не сохранился.  В столярной мастерской Денисова изготавливали резную мебель – буфеты, столы, стулья. Предположительно, по фамилии Денисова назван Денискиной горкой, или «Дениской» высокий левый берег Пажи вблизи монастыря.

В Кооперативном переулке  много больших и величественных лип, повидавших не одно столетие и наблюдавших жизнь многих поколений местных жителей. Липа известна каждому  по  сердцевидным  листочкам  и  душистому  медоносному  цветку.  Всего в мире насчитывается  50  видов  лип. Липа  живет до 300 — 400 лет, а отдельные  виды  -  до 1000 лет.  Могучий  ствол  её  достигает  2-3 , а иногда  и до 5 м  в диаметре. В природе липа  зацветает на 20-м  году  жизни, а в насаждениях  -  после  30 лет.

В прежние времена липа и дуб были основой подмосковных лесов, а сегодня встречаются редко. По мнению историков, липа в старину занимала на Руси первое место, она широко использовалась в быту. Греческое название липы означает «дерево, любимое пчёлами». Одно липовое дерево даёт столько же мёда, сколько небольшое гречишное поле. Липа – заповедное дерево. Она и красива, и чрезвычайно полезна. Полезны и  цветы, и кора, и древесина, и листва. Там, где растут липы, и остальным деревьям хорошо. В старину русские усадьбы славились красивыми липовыми аллеями. Из липы получались самые лучшие гармони, а в Европе липа повсеместно — любимое дерево музыкальных мастеров и резчиков по дереву.   

ВРЕМЯ ИДЁТ…  облик старой деревни всё больше принимает современный вид. Однако сохранились ещё в начале Кооперативного переулка со стороны улицы Кооперативной  дома позапрошлого века, основной чертой которых является кирпичный первый этаж и деревянный второй. Один такой дом  (улица Кооперативная, д. 17), повидал много талантливых людей, в разное время живших в нём. Неизвестно, кто был первым хозяином дома, но до революции в нём находилась аптека и жил аптекарь. Впоследствии  большое количество аптекарских принадлежностей было найдено в подвале дома. В начале 1930-х годов в этом доме располагалось отделение профтехшколы. А когда профтехшкола переросла в Абрамцевское художественно-промышленное училище и в здании старой монастырской гостиницы обустроили  его аудитории, в этом доме в малюсеньких комнатушках жили 12 семей художников – преподавателей училища и его сотрудников:   Аврора Михайловна Ферапонтова с двумя малышами,  Юрий Васильевич Андреев, Наталья Дмитриевна Винокурова, семья Александра Павловича и Валентины Северьяновны Исаевых и другие.  Постепенно всех расселили, и в 80-х годах здесь поселилась семья преподавателя АХПУ, замечательного керамиста Серёгина Валентина Михайловича. 

Материал подготовили: Я. В.  Исаева, В. А. Григоренко.

Авторами использованы материалы книг Ю.Н. Любопытнова,

статья   Ткаченко В. А. «Предыстория города Хотьково» из книги «Малые города России. Хотьково».

Эколого-краеведческий проект Яны Исаевой