Ермилова Л.Г., художник

ЕРМИЛОВА

Людмила Григорьевна

родилась 15 января 1948 года

 

Родилась в городе Мурманске. Житель города Хотьково (с 1964). Окончила Абрамцевское художественно-промышленное училище отделение художественной керамики (1968) и факультет ткачества и росписи тканей Московского технологического института по специальности художник-технолог по оформлению тканей и изделий из них (1974). Училась у заслуженного художника Башкирии З.Р. Басырова, А.В. Макаи, В.М. Серёгина, Г.Я. Дегтярева. Художник декоративно-прикладного искусства, график. Занимается линогравюрой и ксилографией.  Преподаватель рисунка и пластической анатомии в АХПК им. В.М. Васнецова (1974—2004, 2012 по настоящее время), многие годы возглавляла методическую комиссию рисунка и скульптуры, преподаватель МГОПУ (2004—2014). Член ВТОО «СХР» (1993),  заслуженный работник культуры РФ (1995), доцент МГГУ (2004). Участница городских, областных, всесоюзных, зональных, республиканских и  всероссийских выставок. Произведения находятся в Музее-заповеднике «Абрамцево», МНГ, Галерее искусств «Дом Ф. Шаляпина» в Москве, ХПМИ,  в частных коллекциях России и за рубежом. Участница первой городской художественной выставки «Художники нашего города» Хотьково, 1987 г.

 

ПУБЛИКАЦИИ

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ермиловы: Резьба и роспись по дереву. Лубок. – Хотьково, 1998.
  2. Хотьково: Очерки истории земли Радонежской. – Сергиев Посад, 1999. – С. 179, 191.
  3. Хотьково: Очерки истории земли Радонежской. – Сергиев Посад, 2004. – С. 151, 184, 206.
  4. Греков А.У. Художники Сергиева Посада. – СПб.: ООО «Изд-во «Художник России», 2007. – С. 88,164.
  5. Художники Хотькова. – Музей-заповедник «Абрамцево», 2008. – С. 27.
  6. 600 биографий. Художники Московской области. Иллюстрированная художественная энциклопедия. – М., 2010. – С. 66-67.
  7. Горожанина С.В. История Абрамцевского художественного учебного заведения. – М.: Интербук-бизнес, 2011. — С. 164, 275.
  8. Греков А.У. Художники Сергиева Посада. – Сергиев Посад: Издательство «Художник России», 2014. – С. 112-113.
  9. Андрианова А.В. Ермилова Л.Г. Ностальгия по народному искусству. – М.: Capitall Press, 2017.

 

КАТАЛОГИ:

  1. Художники Подмосковья. Каталог выставки. – М., 1972. – С. 97.
  2. Художники Подмосковья. Каталог выставки. – М., 1973. – С. 118.
  3. Художники центральных областей России. Каталог выставки. – Иваново, 1974.
  4. Художники нашего города. Каталог выставки. – Хотьково, 1987. – С. 20, 48.
  5. Подмосковье. Каталог третьей зональной художественной выставки. – М., 1990. – С. 35.
  6. Советская Россия. Каталог выставки. – 1999.
  7. Осенний салон-99. Декоративно-прикладное и монументальное искусство. Каталог выставки. – Сергиев Посад, 1999. – С. 10.
  8. Каталог произведений живописи, графики и скульптуры IV выставки «Осенний салон -2000». – М., 2000. – С. 20.
  9. Городу Хотьково – 50 лет. Каталог выставки. – Музей-заповедник «Абрамцево», 2001. – С. 12.
  10. Каталог произведений живописи, графики и скульптуры V выставки «Осенний салон-2002». – Сергиев Посад, 2002. – С. 21.
  11. Каталог произведений живописи, графики и скульптуры VI выставки «Осенний салон-2004». – Сергиев Посад, 2004. – С. 21.
  12. Каталог произведений живописи, графики и скульптуры выставки «Осенний салон-2012». – Сергиев Посад, 2012. – С. 24.
  13. Единение 2012 год. Альбом-каталог. – Нижний Новгород: РИ «Бегемот», 2012. – С. 119, 137.
  14. Художники центральных областей России. Каталог всероссийской художественной выставки. – Липецк, 2013.

У стен Покровского монастыря. – Музей-заповедник «Абрамцево», 2014.

  1. Каталог выставки «Сергиев Посад – Белгород». СХР, 2015. — С.25, 45

 

ПЕРИОДИКА:

  1. Галаева С. Добрый, вечный лубок // Московская Правда – 1988. – 28 августа.
  2. Смирнова Т. Искусство лубка, забытое и возрожденное // Краеведческий вестник. Приложение к газете «Вперед». Общественно-политическая газета Сергиево-Посадского района Московской области. – 1995. – №15. – С. 6.
  3. Зайцев И. Они удостоены почетного звания // Вперед. Общественно-политическая газета Сергиево-Посадского района Московской области. – 1996. – 23июля. – С. 1.
  4. Смирнова Т. Искусство лубка, забытое и возрожденное // Художник России. – 1996. – 1 — 25 марта.
  5. Никитина И. С Родиной в сердце // Зеркало Сергиева Посада. 1998. — №3. — 22 января. – С. 4.
  6. Смирнова Т. Праздник цвета и праздник мысли // Вперед. – 1998. – 29 января.
  7. Никитина И. Художник творит сердцем // Вперед. – 1998. – 25 июня.
  8. Никитина И. Аленький цветочек на белом снегу // Культура. Еженедельная газета. – 1998. – 4 – 10 июня.
  9. Кириллова Н. Эх, заплачут мои денежки, буду лес валить и каяться // Вечерний Мурманск. – 1998 – 17 декабря.
  10. Холодкова Н. Обещание счастья // Зеркало Сергиева Посада. – 2001. – 5 апреля. – С. 4.
  11. Борисов И. Народные картинки // Вперед. – 2001. – 19 апреля. – С. 1.
  12. Борисов И. Книжка от ученой бабушки // Вперед. – 2001. – 25 сентября. – С. 2.
  13. Крючев В. Историческая призма // Вперед. – 2003. – 23 января. – С. 2.
  14. Бодров А., Щеглова Е. Людмила Ермилова: «Русский лубок – это красота и фольклор» // Абрамцевские стожары. 2003. – № 1. – С. 3.
  15. Филиппова А. Семейная выставка // Квартал – СП. – 2008. –21 мая. – С. 15.
  16. Московский журнал. – М. – 2009.
  17. Лукьяненко Т. «Игрушечный» проект стал народным делом // Работа и жизнь в Сергиевом Посаде. – 2010. – № 4 (69). – С. 6 – 7.
  18. А. Заикина «Стократ блажен, кто приручил зверей и кто срубил леса в душе своей»//газета «Хотьковский прорыв». — 2012. — №19 (49). -С.11.
  19. Неяскина О. Четыре истории // Сергиевские ведомости. – 2013. – 18 января.
  20. Коробкина А. Четыре истории // Квартал – СП. – 2013. – 16 января.
  21. Краев В. Одна семья, четыре жанра // Вперед. – 2013. – 16 января.
  22. Грушко А. Ермиловы. «Четыре истории» // Журнал «АРТ-Посад». – 2013. – № 15. – С. 18 – 20.
  23. И.Левченко «Педагоги АХПК представляют»//газета «Хотьковский прорыв». — 2013. — №17 (68). -С.3
  24. Журнал «АРТ-Посад». – Сергиев Посад, 2014. – № 20. – С. 8.
  25. Хотьковский прорыв. – 2015. – № 1 (98). – С. 3.

Выполнены иллюстрации к книгам и изданиям:

  1. Искусство. Приложение к газете «Первое сентября». – Москва. – 1997. – № 15 (39) – С. 1; №17 (41) – С. 1; №22 (46) – С. 1; №27 (51) – С. 1; №29 (53) – С. 1; №33 (57) – С. 1; №37 (61) – С. 1; №42 (66) – С. 1. Там же. –1998. №1 (73) – С. 1; №5 (77) – С. 1.
  2. Искусство. – М.: Издательский дом «Первое сентября». – 2000. — №12 (180) – С. 11; №13 (181) – С. 6; №17 (165) – С. 6; №22 (190) – С. 11; №27 (195) – С. 5; №31 (199) – С. 14; №33 (201) – С. 11; №37 (205) – С. 15; №41 (209) – С. 15; №45 (213) – С. 16. Там же. – 2001. -  №1 (217) – С. 10; №3 (219) – С. 10; №24 (240) – С. 22.
  3. Дайн Г. «Детский народный календарь». – М.: Детская литература, 2001.
  4. Смирнова Т. Детский народный календарь // Весь Сергиев Посад. Справочник-путеводитель. – 2002.
  5. Дайн Г., Дайн М. Русская тряпичная кукла. – М.: Культура и традиция, 2007.
  6. Дайн Г.Л. Лоскутные мячики из Хотьково. – Сергиев Посад: Весь Сергиев Посад, 2008.
  7. Дайн Г. Детский народный календарь. – Сергиев Посад: Издательский дом «Весь Сергиев Посад», 2010.
  8. Дайн Г. Детский народный календарь. – Сергиев Посад: Издательский дом «Весь Сергиев Посад», 2010.
  9. Детское творчество. Иллюстрированный журнал. – М. – 1999. – №6. Там же. – 2000. – №3, 4, 6.
  10. Дайн Г. Сергиев Посад – мастерская игрушки. – Сергиев Посад: Издательство «Весь Сергиев Посад», 2011.
  11. Дайн Г. Тряпичная кукла. Лоскутные мячики. – Хотьково: Издательство ООО «Цветографика», 2012.
  12. Дайн Г. Пишу об игрушке. – Хотьково: Издательство ООО «Цветографика», 2012.

 

ВЫСТАВКИ с участием работ Л.Г. Ермиловой

1968 — Выставка произведений художников СССР. Москва, ВДНХ.

           Бронзовая медаль.

1972 — Художники Подмосковья. Областная выставка, Москва.

1973 — Художники Подмосковья. Областная выставка, Москва.

1974 — Четвертая зональная выставка произведений художников

           центральных областей России, Москва.

1975- Всесоюзная выставка «Дети России», Москва.

1975- Выставка работ преподавателей. Абрамцевское художественно-

            промышленное училище, Хотьково.

1976 -  Выставка работ преподавателей. Абрамцевское художественно-

            промышленное училище, Хотьково.

1978 -  Выставка работ преподавателей. Абрамцевское художественно-

            промышленное училище, Хотьково.

1987  — Художники нашего города. Первая городская выставка

            хотьковских художников, Хотьково.

1987— Выставка художников Подмосковья, посвященная 70-летию

           Великого Октября. Болгария, Софийский округ.

1988 — Художники Подмосковья. Зональная выставка, Москва.

1989 — Художники центральных областей России. Зональная выставка.

1990— Подмосковье. Третья зональная художественная выставка. Москва.

1992 — Современная гравюра. Москва.

1994 — Выставка в музее Народной графики. Москва.

     1994- Керамисты из Абрамцева ЦДХ, Москва

1994— Альтернатива. Художественный конкурс. Москва.

1995 — Выставка в музее Народного искусства. Москва.

1997- Выставка работ художников Мастерской народной графики. Пенза.

1997- Выставка работ преподавателей. Абрамцевское художественно-

           промышленное училище, Хотьково.

1998- Русский лубок. Художественный музей, Мурманск.

1998- Современные картинки. Отдел художественных ремесел

           Музея-заповедника «Абрамцево»Хотьково.

1998- Лубок. Групповая выставка. Ленинград.

1998- Выставка работ преподавателей. Абрамцевское художественно-

           промышленное училище, Хотьково.

1998— Осенний салон. Сергиев Посад, Сергиево-Посадский

           государственный историко-художественный музей-заповедник.

1998- Участие в выставке, посвященной А.С. Пушкину в

Политехническом Музее, Москва.

1999- Осенний салон-99. СПГИХМЗ, Сергиев Посад

2000 — Осенний салон-2000.СПГИХМЗ, Сергиев Посад.

2001 — Городу Хотьково – 50 лет. Музей «Абрамцево».

2001— Лубок. Красота – это обещание счастья. Сергиев Посад.

2001— Выставка в галерее искусств «Дом Ф. Шаляпина». Москва.

2002 — Осенний салон – 2002. СПГИХМЗ, Сергиев Посад. 2  премия.

2002- «Ермиловы: Резьба и роспись по дереву. Лубок», совместно с

            В.А. Ермиловым. Московская область, город Хотьково

2003 — Совместная выставка  с Екатериной Ермиловой. Отдел

           художественных ремесел музея-заповедника «Абрамцево»,

город Хотьково.

2002— Выставка  с А. Ермиловым в  администрации города Сергиев Посад.

2002— Выставка в Доме Правительства. Москва.

2004 — Осенний салон-2004. СПГИХМЗ, Сергиев Посад.

2005 — Осенний салон-2005. СПГИХМЗ, Сергиев Посад. 2 премия.

2007 — Групповая выставка. Дмитров.

2007— Групповая выставка в Доме национальностей. Москва.

2008 — Крещенские вечера. Центральная библиотека им. Н.В. Гоголя,

           Москва.

2008— Семья Ермиловых (Мир семьи). Центральная районная библиотека

          им. В.В. Розанова, Сергиев Посад

2008— Православный лубок. Групповая выставка. Калязин.

2008— Художники Хотьково. Отдел художественных ремесел

           Музея-заповедника «Абрамцево», Хотьково.

2008— Персональная выставка в Музее народной графики «Истоки».

          Москва.

2008— Женщины в искусстве. Отделение СХР, Сергиев Посад.

2008— Истоки. Музей народной графики, Москва.

2009 — «Нет алкоголизму! Нет наркомании!» Музей народной графики,

Москва.

2009— Весенний салон.  СПГИХМ, Сергиев Посад. 2 премия.

2011— Персональная выставка. Сергиево-Посадский

           киновидеотехнический колледж, Сергиев Посад.

2011— Персональная выставка. Сергиево-Посадский колледж игрушки,

город Сергиев Посад.

2011— Персональная выставка. МГГУ, Сергиев Посад.

2011— Художники Посада. Сергиев Посад, отделение СХР.

2011— Персональная выставка. Хотьковская школа № 5, Хотьково.

2011— Персональная выставка в студии традиционного костюма

          «Русские начала». Москва.

2012-  Натюрморт. КДЦ «Юбилейный», Хотьково.

2012-  Экология. КДЦ «Юбилейный», Хотьково.

2012— Любители книги. Культурно-просветительский центр им. А. Меня

           «Дубрава», Сергиев Посад.

2012— Осенний салон-2012. СПГИХМЗ, Сергиев Посад.

2012— Единение 2012. Всероссийская художественная выставка.

           Нижегородский государственный художественный музей,

Город Нижний Новгород.

2012— Кукла – произведение искусства. Выставка творческих работ

           народных  мастеров России. ФГБОУВПО «Московский

государственный университет им. Косыгина», Москва.

2013 — Четыре истории. Отделение СХР, Сергиев Посад.

2013— Юбилейная персональная выставка. Филиал МГОПУ им. Шолохова

город Сергиев Посад.

2013— Мои ученики. Филиал МГОПУ им. Шолохова Сергиев Посад.

2013 — Хотьковский пейзаж. КДЦ «Юбилейный», Хотьково.

2013— Поэзия мурановских пейзажей. Музей-заповедник «Мураново»

           им. Ф. Тютчева.

2013— Выставка работ преподавателей. Абрамцевский художественно-

           промышленный колледж им. В.М. Васнецова, Хотьково.

2013— «Художники центральных областей России XI» межрегиональная

           художественная выставка, Липецк

2013— «Се вид Отечества, лубок». Вологда, Вологодский государственный

          историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

2013— Выставка на презентации книги Г.Л. Дайн «Пишу об игрушке».

           Хотьково, КДЦ «Юбилейный».

2014 — Сергий Радонежский. Круглый стол. Филиал МГОПУ им.

            Шолохова, Сергиев Посад.

2014— Посвящение Сергию Радонежскому. Московская областная дума,

Москва.

2014— Под небом Преподобного Сергия. Отделение СХР, Сергиев Посад.

2014— У стен Покровского монастыря. Отдел художественных ремесел

          Музея-заповедника «Абрамцево», Хотьково

2014— Праздник Живой красоты. Народное искусство Русского севера:

           из века минувшего в век настоящий. Центр народных ремесел

«Берегиня», город Каргополь.

2014— XI Межрегиональная художественная выставка «Художники

           центральных областей России». Липецк.

2014— Художники Сергиева Посада. СХР, Рязань.

2014— К 100-летию Сергиево-Посадского отделения Союза художников

           России. Библиотека им. Розанова, Сергиев Посад.

2014— Рождественская выставка. Отделение СХР, Сергиев Посад.

2014— Поэзия мурановских пейзажей. Музей-заповедник «Мураново»

          им. Ф. Тютчева.

2015— Дорогами Бориса Шергина. Север – Хотьково.

           Библиотечно-краеведческий центр им. Б. Шергина, Хотьково.

2015 — Четыре истории. Выставочный зал, Серпухов.

2015 — «Дорогами традиций». Музей-заповедник «Абрамцево»

2015 — Художественная выставка «Сергиев Посад — Белгород». Белгород

2015— выставка «Мир цветов». Отделение СХР, город Сергиев Посад.

     2015— «Абрамцево сегодня». Российский культурный центр, Вена Австрия

2015— юбилейная выставка к 130-летию колледжа. АХПК им. В.М.

Васнецова

2016— персональная выставка «Зимние сказки Севера». Москва,

Измайловский кремль

     2016— обменная выставка «Творчество художников Сергиева Посада».

Московская область, город Орехово-Зуево

2018 — «Берега». Музей-заповедник «Абрамцево»

 

Ермилова Л.Г.: «Я не хочу изображать сиюминутный мир, а пытаюсь показать свое отношение к нему через призму истории».

На перепутье истории.

Образ города Хотьково в графике Людмилы Ермиловой

Для некоторых современных художников, жизнь которых оказалась тесно связана с Хотьково, свойственно особое отношение к этой необыкновенной земле. Уже более полувека жизнь педагога, члена Союза Художников России, Заслуженного работника культуры Российской Федерации — Людмилы Григорьевны Ермиловой неразрывными нитями связана с этим городом.

Она приехала учиться в Абрамцевское художественно-промышленное училище из Мурманска. Хотьково привязало её к себе, стало дорогим и, поистине, близким сердцу. Для человека с Севера самым первым и сильным впечатлением было  созерцание природы нашей полосы. После тундры и заполярной суровости живописность красок Подмосковья восхитила и поразила  художника своим разнообразием. Людмила Григорьевна до сих пор вспоминает о том, какой восторг вызывали у неё густые хвойно-лиственные леса, обилие плодовых деревьев с возможностью сорвать яблоко прямо с дерева и, конечно же, цветы... Холмистый хотьковский ландшафт, разнообразные пейзажи окрестностей стали неиссякаемым источником вдохновения для эстетически внимательного взгляда художника. Ермилова рассказывает о своей любви к этому месту и его древней и богатой истории в своих работах, которые она называет лубками.

Лубок как вид гравюры появился в России в середине XVI века. Пришедший из Германии, он стал глубоко национальным видом русского искусства, неотъемлемой частью русской культуры. До сих пор он продолжает воспевать человечность, терпимость и свободомыслие. Его язык понятен любому, и он не столько украшает собою мир, сколько творит свой собственный —  сказочный и добрый. От обычных графических работ лубок отличается тем, что каждую картинку автор  сопровождает подписью. Это может быть пословица, поговорка, строчки из былины или сказки, стихи или авторское изречение.

Лубок вошел в жизнь Людмилы Григорьевны Ермиловой в середине девяностых годов. Стимулом стал призыв мужа, Василия Алексеевича Ермилова (1946—2013), известного педагога и художника по дереву, найти своё «я» в творческом разнообразии возможностей. В то время в АХПУ многие преподаватели увлекались лубком: Л.Л. Лехова,  Г.М. Еськин, О.В. и Л.В. Подкорытовы, И.О. Пуховская.  В 1982 году в Москве на  Сретенке, в бывшей печатной слободе, где всегда селились резчики и печатники лубков в прошлом, творческая «Мастерская народной графики» под руководством Виктора Пензина стала «кузницей» лубка XX- XXI вв. Мастерская являлась творческим объединением художников-профессионалов, которые занимались возрождением лубка. Целью и задачей его участников было  придать новое звучание давно известному жанру, наполнить его современным содержанием, вернуть русскому народу его наследие во всем его многоцветье. Художники с энтузиазмом  занимались реконструкцией древних лубков и работой над собственными новыми произведениями. Лариса Леонидовна Лехова, преподаватель училища, помогла Людмиле Григорьевне войти в это объединение. Лубок пленил Ермилову своей сочностью, наивно-образным строем, яркой праздничностью и нарядностью, озорством и злободневностью. Все это необыкновенно точно соответствовало внутреннему ощущению жизни, характеру художницы. И Людмила Григорьевна, быстро освоив приемы резьбы, в 1986 году выпустила в свет первые графические листы: «Кукла», «Жар-птица», «Хотьково».

Работы Ермиловой можно отнести, в основном, к типу рельефной или высокой гравюры, которая делается на дереве, она же имеет название ксилография. Также значительную часть своих произведений Людмила Григорьевн выполнила в технике линогравюры (способ гравирования на линолеуме). Из этих двух способов ксилография является наиболее старым и традиционным. Среди работ Людмилы Григорьевны можно выделить несколько циклов: «Детский народный календарь», «Народные праздники», «Архангельск. Русский Север», «Сказки», «Семья», «Внуки», «Память», «Моя жизнь». Среди излюбленных изречений художницы — пословицы и поговорки, цитаты из литературного наследия М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Н. Вяземского, Н. Заболоцкого, Б.В. Шергина, С. Писахова, Н. Рубцова и  П. Радимова, В. Соловьева, Д.С.Лихачева. Каждая тема раскрывается художницей через историю: историю места, где она жила и живет, историю своей семьи.

Небольшой  подмосковный город Хотьково, являющийся  географической  «сердцевиной» древней  Радонежской земли, сыграл немаловажную роль  в истории становления Российского государства  в XIV-XV вв. Именно здесь вырос и возмужал преподобный Сергий Радонежский, «молитвенник  земли Русской», здесь почили его святые Родители. Через Хотьково шли и поныне идут и едут многочисленные паломники в Троицкую  обитель, основанную Преподобным Сергием.

Самые ранние изображения Хотьково относятся к середине девятнадцатого века. В основном это литографии. Большая часть сохранившихся изображений воспроизводит вид Хотьковского монастыря. С появлением фотографии ситуация мало изменилась,  и желание изображать это место графическими способами не утратило своей актуальности. Художники с неизменным постоянством обращаются в своих произведениях к уютному и колоритному облику города, отдавая дань его красоте и эстетической выразительности.

На мой взгляд, графические произведения Л.Г. Ермиловой занимают особое место в воспроизведении «портрета» города. Здесь не только визуально точное изображение архитектуры и ландшафта города, хотя это все есть в натурных работах, которые художница делает практически каждое лето на пленэре. В графических произведениях видится более глубокий, осмысленный и внимательно прочитанный образ Хотькова, с его интересной и неповторимой историей, промыслами, архитектурной индивидуальностью, культурной составляющей жизни, творческими занятиями живущих здесь людей. Образ города Хотьково, его окрестностей — Абрамцева, Радонежа, Сергиева Посада присутствуют на более чем тридцати графических работах  Людмилы Григорьевны.

Одним из примеров традиционной композиции художника является лубок «Детский народный календарь» (1991). В нем  доминирует принцип последовательного рассказа, где каждый эпизод сопровождается краткой пояснительной надписью. Образ Покровского собора помещен художницей в клейме, рассказывающем о Пасхе. Говоря об «образе собора», мне хотелось подчеркнуть что изображение, являясь условно стилизованным «портретом» конкретного архитектурного сооружения, абсолютно узнаваемо. Стилизация архитектуры выполнена в лаконичной манере, при уравновешенном сочетании крупных объемов, без излишней детализации. Горизонтальные пространства между рядами праздников календаря отсылают зрителя к традиции лубочного узорочья. Сами мотивы являются вариацией орнаментов абрамцево-кудринской резьбы – промысла, зародившегося в здешних местах на рубеже XIX-XX веков, основным продолжателем традиций которого стал Абрамцевский колледж.

«Листая страницы истории» (2001) — это,  на мой взгляд, наиболее сложная по композиционному построению работа. Она повествует об истории города Хотьково. Центральную и большую часть графического листа занимает изображение вертикально стоящей раскрытой книги. Границы страниц обозначены более толстыми широкими черными линиями. Рассказ строится вокруг тех же, условно стилизованных изображений узнаваемой архитектуры города, событий, происходивших здесь. Местами выходящие или входящие за границы страниц книги событийные сюжеты охватывают более чем десять столетий, возле некоторых стоят знаменательные даты. Плоскостной характер изображаемого позволяет «прочитать» историю города. Ритмическая организованность внутри информационно насыщенного изображения снова отсылает нас к традиции лубочного узорочья, где «узорочьем» является само событие, архитектурное сооружение или состояние природы. Композиция работы выразительна и интересна своей открытостью и широтой охватываемых событий.

В работе  Л. Г. Ермиловой «Хотьково-город мастеров» (2001)  основной текстовой цитатой  является пословица «Жизнь без труда – воровство. Жизнь без искусства – варварство». Композиция лубка повествует о промыслах и ремеслах в Хотьково и окрестностях. В левой части листа  расположены  квадратные клейма, в которых  рассказывается о том, что в Хотьково расписывали матрешки, шили лоскутные мячики, работали  меднолитейный завод Шапошникова, фарфоровый завод А.Г. Попова, Абрамцево-кудринский резной промысел, фарфоровый  завод С.Г. Дунаева…  Доминирующий  золотой фон листа символизирует «золотые руки» мастеров  декоративно-прикладного искусства Хотькова. Изображение соборов монастыря художница поместила на холм в виде радуги, которая переходит в железнодорожный мост  -  еще один знаковый символ Хотькова. К слову, построенный в 1862 году по проекту инженера А.С. Рехневского, он и сегодня — самый высокий мост в Московской области. Под радугой с соборами помещена фигура художника с этюдником. Образ навеян старой фотографией, на которой Роберт Фальк пишет живописный этюд возле монастыря. Цитата из дневников Б.Шергина о народном искусстве и Хотьковском промысле еще больше  подчеркивает неизменность лубочного жанра  и в XXI веке – профессиональное исполнение художественной стороны и  лучшие просветительские  традиции литературной составляющей.

Композиция работы «Мой дом — моя семья» из серии «Мой дом – моя крепость» (2003) представляет собой изображение сказочного терема в разрезе, в комнатах-клеймах  которого, собственно, и  разворачивается повествование о жизни, занятиях и увлечениях всех членов семьи Ермиловых. Кроме лаконичного изображения соборов Хотьковского монастыря на полукруглых холмах, автором  также изображена и Троице-Сергиева Лавра, и усадьба Абрамцево, и железная дорога.

В насыщенной орнаментальными мотивами работе «Золотые сны детства» (2003) изображение Никольского собора в центре завершается не крестом, а стилизованным изображением солнца.

Композиция «Веселые друзья» или «Веселая компания» (2007)  - это одна из  работ цикла, созданного под впечатлениями от общения художницы с внуками. В меру сил принимая участие в их воспитании, Людмила Григорьевна облекает впечатления от живого общения с ними в повествовательно-изобразительные формы графических рассказов. В этой композиции образы детей помещены в декоративно трансформированное пространство, которое приобрело условное значение состояния детства. Основные узлы композиции — два мальчика в центре на коне-качалке, и волнообразная линия железной дороги. Они  выделены более толстым контуром, что усиливает  значимость изображенных персонажей и неровность их жизненного пути. Хотьково в этой работе предстает  упрощенным до знака -  стилизованным изображением Никольского собора Хотьковского монастыря. Он изображен однокупольным. Связано это с тем, что на протяжении многих послереволюционных лет четыре маленьких главки собора отсутствовали. Снесенные в 1960-70-ее годы ХХ века, они были восстановлены только в накануне семисотлетия монастыря в 2008 году. То есть, большую часть своей творческой жизни в Хотьково Людмила Григорьевна видела собор именно таким. Немаловажно и то, что,  будучи  самым молодым среди исторических дореволюционных построек на территории монастыря, Никольский собор на сегодняшний день видится  главной вертикалью на монастырском холме и является  важным символом города.

Тот же образ города Хотьково нашел свое отражение в работах художника «Хотьково: «Блюди ремесло, чтоб хмелем не поросло» (1988), «Хотьково: Город причудливо странный, красок и образов смесь: древности благоуханной веет поэзия здесь. Н Вяземский» (1988), «Сергий Радонежский» (1989), «Совы и жаворонки» (1992), «Учись добру» (1994), «Кандинский о живописи (Синий всадник)» (1996), «Птенцы гнезда Хотьково» (1996), «Север-Хотьково» (1996), «Моя башня из слоновой кости» (2000), «Инициалы» (2001), «Хотьково» и «Хотьково — ремесла» (2002), «Хранители традиций» (2015). Символический облик Хотькова предстает то в виде парного изображения соборов монастыря, иногда дополненного фрагментарно Южной линией стен со львом, то изображением одного или двух соборов с маленьким одноэтажным деревянным домиком. Возможно, это связано с тем, что в 1968 году, когда Людмила Григорьевна впервые приехала в Хотьково, застройка старой части города была преимущественно деревянной и одноэтажной.

Графические работы Л.Г.Ермиловой находятся сегодня в собраниях Музея-заповедника «Абрамцево», «Музея Народной графики» и галереи искусства «Дом Ф. Шаляпина» в Москве, Художественно-педагогическом музее игрушки в Сергиевом Посаде, частных коллекциях в России и за рубежом (Норвегия, Испания, США). Людмила Григорьевна Ермилова является Действительным членом Академии народного искусства. В 2008 году она передала в дар Музею народной графики шестьдесят своих графических работ,  и теперь в музее есть целый зал, посвященный её творчеству.

Кроме лубков в арсенале художницы имеются этюды, выполненные с натуры темперой или гуашью. Контуры рисунка в них немного заострены, силуэты отличаются угловатостью. Архитектурные образы конструктивны. Полусферические объемы холмов пространственно лаконичны и  нарочито лишены изъянов. В тенях листвы деревьев светится лазурь, словно отсвет небесного луча. Эти работы Ермиловой можно назвать созвучными настроению  художников «Бубнового Валета».

 

Внимательно рассматривая  «ермиловский» облик города Хотьково, по-своему увиденный художником,  вплетенный в канву предметов и явлений, удаленных между собой во времени и пространстве, вдруг осознаешь удивительную цельность созданного ею образа. По выражению самой  художницы, «у Хотькова  есть свое лицо».  В лубках Людмилы Григорьевны Ермиловой наш город  предстает незыблемым и объективным историческим пространством с неповторимыми индивидуальными чертами и узнаваемым характером. Это город, где живет и творит Художник, остро осознающий сопричастность его судьбе.

Анна Андрианова

 

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс