Дегтярев Г.Я., художник-керамист

ДЕГТЯРЁВ

Геннадий Яковлевич

1939-6.10.2012

 

          Родился в деревне Сотниково Курской области. Умер в Хотьково, отпевали в Покровском соборе Хотьковского монастыря, похоронен на Горбуновском кладбище. Житель города Хотьково (1968—2012). Окончил Курское художественно-графическое училище (1959) и  художественный факультет МТИ (1968). Преподавал композицию и исполнительское мастерство на отделении художественной керамики АХПК им. В.М. Васнецова (1968—2012). Член СХ (1982), заслуженный работник культуры (1995). Участник городских, районных, областных, республиканских, всесоюзных, всероссийских и международных выставок. Произведения находятся в Музее-заповеднике «Абрамцево», Музее космонавтики, в частных собраниях России и за рубежом. 

Публикации:

  1. История Абрамцевского художественного учебного заведения: мастерская, училище, колледж. 1885—2010. -М.: Интербук-бизнес, 2011. — С. 276.
  2. Альбом «Художники Хотькова». – Музей-заповедник «Абрамцево», 2008. -С.22.

Выставки:

2008 — «Художники Хотькова». Музей-заповедник «Абрамцево»

_

 

 

 

 

 

 

__________________________________________________________________________________________

Издание предназначено учащимся и педагогам специальных учебных заведений, музейным работникам, а также широкому кругу читателей, интересующихся отечественной культурой и историей русской керамики  второй половины ХХ – начала XXI века.                                                                                    

Хорошо, когда есть желание и возможность выполнить

работу в материале, и досадно, если наоборот.

Г.Я. Дегтярёв

 «Керамика – одна из древнейших форм искусства. По тому, как она развивалась, можно судить об истории всего человечества. В ХХ-XXI веках мастера керамики продолжают искать новые возможности этого удивительного материала, создают чудесные произведения». Эти слова президента Российской академии художеств З.К. Церетели  в предисловии к книге Валерия Малолеткова «Современная керамика мира» наиболее точно свидетельствуют о том, что керамика занимает одно из приоритетных положений в современном декоративном искусстве. Эта поистине уникальная техника, обладая безграничными эстетическими и функциональными возможностями, занимает важное место в развитии мировой культуры. На протяжении тысячелетий человек работал с глиной. Благодаря кропотливой работе исследователей, сегодня мы знаем имена мастеров-вазописцев аттического чернофигурного стиля начиная со второй половины VI века до н. э. Это Амазис, Антимен, Лиссипид, Диосфос и многие другие. О культуре рубежа ХХ-XXI веков будут во многом судить по творчеству и работам наших современников.

Настоящее издание ставит своей основной задачей рассказать о жизни и творчестве одного из известных московских художников-керамистов Геннадия Яковлевича Дегтярёва. О.В. Донская в своей книге «Керамика будущего (Москва и Подмосковье)» так характеризует московскую керамическую школу: «Московская школа более открыта по духу, она позитивна по своим внутренним свойствам, во многом декоративна, ярка. Её свойства продиктованы другими особенностями жизни, нежели в Петербурге»[1]. Ярким представителем этой школы является Г. Я. Дегтярёв.

На протяжении сорока четырех лет этот удивительный человек работал преподавателем  в уникальном учебном заведении – Абрамцевском художественно-промышленном колледже имени В.М. Васнецова. Из семидесяти четырех лет жизненного пути около сорока было отдано художественной керамике. Дегтярёва уважали преподаватели и коллеги, к его мнению всегда прислушивались. При этом, для многих он оставался непонятным и загадочным человеком. Внешне суровый  и малообщительный, внутри он был тонким, лиричным и чутким, что отражалось в его работах – необыкновенно светлых по колориту. Геннадию Яковлевичу было несвойственно проявление амбиций. У него было довольно специфическое, хотя порой характерное для многих творческих людей отношение к своим работам. Результатом стало то, что на протяжении всей его творческой биографии у него не было ни одной персональной выставки, хотя были городские, областные, республиканские, всесоюзные, всероссийские и международные. Его работы были отмечены Первой премией на выставке-конкурсе «Осенний салон-2003» и специальным призом на выставке-конкурсе «Весенний салон-2011», проходившими в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике. Работы Г.Я. Дегтярёва находятся в Сергиево- Посадском государственном историко-художественном  музее-заповеднике, музее-заповеднике «Абрамцево», Музее космонавтики и Московском областном краеведческом музее в городе Истра.

Г.Я. Дегтярёв родился в 1939 году в деревне Сотниково Курской области. В 1959 году окончил Курское художественно-графическое училище. По окончании учёбы на художественном факультете по специальности «декоративно-прикладное искусство» Московского технологического института в 1968 году он приехал в город Хотьково в Абрамцевское художественно-промышленное училище, где стал преподавателем на отделении художественной керамики. И на протяжении многих лет практически все свободное от преподавания время он проводил в мастерской.

Становление Геннадия Яковлевича как художника пришлось на период зарождения основных школ отечественной керамики. Именно в начале 1970-х годов, благодаря уникальной системе образования в ведущих художественно-промышленных заведениях страны, начали выкристаллизовываться такие керамические школы, как прибалтийская, ленинградская и московская. На протяжении 1970—1980-х годов произошел кардинальный перелом – изменилось отношение к возможностям не только керамики, но и декоративно-прикладного искусства в целом. Это было «время перемен», расширения горизонтов и рождения, по сути, новых видов искусства. Пережив мощный творческий процесс трансформации, керамика доказала возможность своего существования не только в границах быта и архитектуры. По словам Валерия Малолеткова, «…возможность воплотить в ней [керамике] творческие замыслы позволила художникам создавать уникальные художественные произведения, открыть в них новые способы соединения объема, цвета и пространства, которые значительно увеличивают эмоциональное воздействие произведений, позволяют использовать весь арсенал средств художественной выразительности»[2]. Произошел постепенный уход от чисто утилитарной функции предмета в сторону декоративного начала и ассоциативной образности. В этот момент появились произведения, способные говорить о сложном внутреннем мире человека и философском осмыслении явлений жизни.

Геннадий Яковлевич Дегтярёв в своём творчестве делил себя между объемной декоративной скульптурой и работой с пластом или блюдом. Большая часть работ выполнена в технике майолики или росписи по сырой необожженной эмали и дополнена легким мерцанием люстровых красителей[3].

На протяжении всей своей творческой жизни Геннадий Яковлевич оттачивал сложную технику русской майолики. В керамике он создал целый ряд истинно философских произведений. Дегтярёв был философом во всем: в жизни, в керамике, в преподавании. Сдержанный и немногословный, он не любил говорить о своём творчестве. Являясь самому себе творческим камертоном, Геннадий Яковлевич всегда избегал тем, касающихся его творческих заслуг. Большая часть произведений создавалась без претензий на «выставочность», и многие работы, пережив непростой процесс создания, переезжали со временем прямо из мастерской художника в частные коллекции.

Настоящий альбом не претендует на освещение творческого наследия художника во всей его полноте. Имена многих коллекционеров-собственников произведений Г.Я. Дегтярёва неизвестны, либо были знакомы только автору, и теперь не представляется возможным встретиться с ними. Каталог работ составлен с опорой, в основном, на две крупные частные коллекции работ Геннадия Яковлевича. Лишь сравнительно небольшая часть упоминаемых в каталоге произведений осталась в семье художника, у его детей и у бывших коллег по работе. Не все свои работы он подписывал и датировал, при этом даже неподписанные работы не вызывают сомнений в их авторской принадлежности. Его творческий почерк абсолютно узнаваем, его работы невозможно перепутать ни с одной из работ других керамистов.

В 1982 году Дегтярёв был принят в Союз художников. Одна из работ периода 1980-х годов – декоративный пласт «Путешествие» (1987). Это произведение отличается от большинства более поздних работ. В нем чувствуется, что художник еще находился в состоянии поиска себя в керамике. По словам преподавателя керамики Виктора Юрьевича Котова, художника, на протяжении многих лет делившего с Геннадием Яковлевичем пространство одной мастерской, работа была сделана под впечатлением летней поездки к морю. В ней некоторая сумбурность впечатлений и образов переплетается с мифологичностью и фантазийностью. Роспись пласта выполнена ангобами и очень деликатно дополнена глазурями. Автор формой и цветом убедительно передаёт свои впечатления от жаркого летнего дня у моря.

С 1990 года Геннадий Яковлевич являлся членом секции декоративно-прикладного искусства Московской областной общественной организации Союза художников России (сокращенно МООСХ). В иллюстрированной художественной энциклопедии «1300 биографий. Художники Московской области», вышедшей в 2002 году, годом начала творческой деятельности Дегтярёва назван 1974 год. К этому времени он уже почти четыре года являлся преподавателем Абрамцевского училища. В процессе подготовки альбома в поле зрения составителя каталога оказалась одна из работ этого периода – панно «Девочка на шаре» (1975). Вступление Геннадия Яковлевича Дегтярёва в Союз художников в 1982 году свидетельствует о том, что работ этого периода было много и возможно, кроме того, это было время его наиболее активной выставочной деятельности.

Огюст Ренуар сказал: «Перед художником часто встает вопрос выбора – быть модным художником или художником». Скорее всего, перед Геннадием Яковлевичем такого вопроса никогда не стояло. Он был художником с большой буквы и создавал произведения в соответствии со своим мироощущением. В работах он искренен, откровенен и трогателен. Одну из работ начала 1990-х годов под названием «Невесомость» Геннадий Яковлевич создал, по его словам, под сильным впечатлением телефонного звонка. На плоскости керамического пласта все летит «в тартарары»: стол, скатерть, кошка, аквариум с рыбками, ваза с фруктами… Вверху слева – маленькие фигурки летящих и держащихся за руки людей, в правом нижнем углу – зеркало с автопортретом. Это, возможно, единственный автопортрет Геннадия Яковлевича в керамике. Он поражает живостью взгляда художника, хотя это видно только под определенным углом зрения.

Продолжая тему портрета в его творчестве, стоит отметить декоративное блюдо с погрудным изображением Ивана Грозного (1993). Портрет царя нарисован на фоне темных арок интерьера. Иван Васильевич изображен в царской шапке с меховой оторочкой, со скипетром в левой руке и колокольчиком в правой. На руках царя перстни с камнями. Блюдо выполнено в зелено-коричневой гамме. При узнаваемом авторском почерке художника, эта работа, тем не менее, резко отличается от большинства произведений. Возможно, это блюдо было сделано в преддверии всероссийской выставки, посвященной юбилею Москвы.

В 1995 году Геннадий Яковлевич Дегтярев был удостоен почетного звания «Заслуженный работник культуры РФ». К этому моменту двадцать семь лет жизни уже было отдано преподавательской работе, пройден путь формирования творческого почерка, развития художественного сознания, обретения жизненного опыта. Дегтярёв всегда мог увидеть главное, дать грамотный совет, направить в работе. Многие из его учеников, ставшие известными художниками, с благодарностью вспоминают его уроки.

Особенность почерка Дегтярёва проявлялся в особом умении художественными материалами передать тонкость и лиризм внутреннего мира человека, в его работах поэзия и философия гармонично соседствуют друг с другом. В этом ключе выполнены несколько работ со спящим маленьким мальчиком – своего рода прообразом души человека в раю, где природа ограждает и защищает Божие творение.

Нельзя не упомянуть работы, связанные по тематике с усадьбой «Абрамцево». Близость и историческая творческая связь усадьбы и учебного заведения не могли не найти отражения в произведениях художника. Пласты и декоративные блюда с изображением абрамцевской Церкви, Баньки-теремка, Студии-мастерской выполнены мастером в тонкой живописной манере иногда с намеком на сюжетную линию на фоне архитектуры. Такова фигурка молодой девушки в платье конца XIX века или силуэт мужчины с поднятой рукой, напоминающего владельца усадьбы Абрамцево С.И. Мамонтова… Вазочка с рельефным изображением ящерицы, пожалуй, наиболее близка по манере декорирования керамике М.А. Врубеля. Это прослеживается в разработке и исполнении растительных мотивов на её поверхности.

Время от времени Геннадий Яковлевич обращался к сюжетам зимы в селе. В одной из таких композиций в центре – три высоких дерева с заснеженными кронами. За деревьями – сельские домики, рядом неподалёку храм. К храму снизу идут люди, вверх от него разлетаются птицы. Слева от деревьев фрагмент дома, перед которым стоят два человека. В центре перед деревьями изображен замерзший пруд, на нем – катающиеся на коньках и играющие в хоккей молодые люди. Внизу блюда перед прудом изображены заснеженные сухие травы. В центре у нижнего края изображена бегущая влево лисица. Этот сюжет был повторён в нескольких цветовых гаммах, передающих различные состояния зимней природы. Неизменными в сюжете оставались три высоких дерева и замерзший пруд с фигурками катающихся.

Ярким восторженным ощущением зимы наполнены работы с изображениями птиц на рябиновых ветках. Часто в преддверии Нового года и Рождества Геннадий Яковлевич создавал одну скульптурную работу, изображающую валеночки. На их белом эмалевом фоне летали птицы, алели рябиновые гроздья: иногда рельефные, иногда расписанные, но неизменно красочные и выразительные. Все это создавало потрясающее ощущение приближения праздника.

Особого внимания заслуживает цикл декоративных блюд и пластов, повествующий о встрече архангела Гавриила и сурка в раю. Сюжет целиком выдуман автором. Одному из коллекционеров в момент покупки работы Геннадий Яковлевич рассказал о фабуле произведения. Изображенное на блюде действие происходит в раю. Архангел Гавриил, увидев, что сурок роет норку, спрашивает его: «Почто норку роешь?» Сурок, стоя на задних лапах, отвечает ему: «А может, пригодится». В этом, на первый взгляд, незамысловатом сюжете остро и с тонкой долей иронии передана, по сути, психология и философия человеческого отношения к делу жизни. Проживая её, каждый из нас несет ответственность за стремление к реализации уникального смысла своего существования, тем самым он делает, создаёт сам себя, несмотря на внешние обстоятельства.

Творческая работа является своего рода психотерапией нашего времени. Художник в момент тяжелых жизненных ситуаций имеет потрясающую возможность, сублимируя собственные переживания, создать поистине удивительные произведения. Квадратный пласт под названием «Козел отпущения» восхищает и вызывает печально-щемящие чувства одновременно. На фоне восточно-мусульманской практически белой архитектуры на первом плане – рельефное изображение козла. Он повернут влево. Его голова опущена, ноги чуть согнуты. Козел стоит на земле, декорированной фактурным рельефом, изображающим камни пустыни. Земля горизонтальной широкой полосой занимает всю нижнюю часть пласта. Между ногами козла силуэты маленьких людей. Они грозят козлу палками и кидают в него камни. Камни изображены рельефно. Небо над изображенным городом глубокого синего цвета, с тонким фактурным рельефом, полученным от оттиска листа лопуха. Керамические работы Геннадия Яковлевича даже при трактовке библейского сюжета всегда имеют авторский подтекст. Философское осмысление жизни, связь прошлых и настоящих явлений всегда были интересны художнику и постоянно получали развитие в его творчестве.

Сюжетные работы художника, связанные по тематике с жизнью животных, птиц и насекомых, восхищают остротой взгляда на мир. Например, такие как декоративный пласт «Муравейник»: по фактурному фону, имитирующему сухую траву, бежит ящерка. Пласт с каланом, лежащем на воде в окружении листьев, цветов и веток; серия пластов и скульптур с зимородком, скульптурные композиции с сусликом – все они восхищают остротой взгляда на мир вокруг нас. В каждой работе, у каждого животного или птицы простыми скульптурными или живописными средствами переданы автором живой образ, характер и настроение.

 

Существует неразрывная связь человека и всего созданного его руками. Независимо от того, сколько пройдет времени, встреча любого из нас с работами Геннадия Яковлевича Дегтярёва подарит ощущение встречи с ним самим. Стремление к реализации уникального смысла своей жизни делает каждого человека личностью. Знакомство с творческим наследием художника Г.Я. Дегтярёва делает для нас очевидным то, что одним из главных смыслов его жизни являлся девиз: «Делайте то, что любите. И любите то, что делаете».

Член хотьковского краеведческого общества,

художник-керамист, член СХ России,

реставратор керамики Музея-заповедника «Абрамцево»

Анна Андрианова

Основные даты жизни и творчества Г.Я. Дегтярёва

1939 – родился в деревне Сотниково В. -Любожского района Курской области

1959 – окончил  Курское художественно-графическое училище

1968 – окончил Московский технологический институт 

1968 – 2013 – преподаватель специальных дисциплин АХПК им. Васнецова

1982 – член Союза художников России

1988 – награждён  нагрудным знаком «Отличник специального образования СССР»

1990 – член бюро секции декоративно-прикладного искусства МООСХ

1995 – заслуженный работник культуры РФ

2012- скончался в городе Хотьково Московской области

 

 


[1]Донская О.В. Керамика будущего (Москва и Подмосковье). Москва, 2012. С.6.

 

[2] Мамолетков В. Современная керамика мира. Москва, 2010. С.5.

 

[3] Слово «майолика» происходит от названия острова Майорка, где создавались уникальные керамические изделия. Майолику изготавливали из цветной глины, покрывали оловянной глазурью. Непрозрачный слой поверхности служил фоном для росписи: по белому полю эмали наносились цветные пигменты и глазури. Роспись майоликовых предметов подчеркивает их форму.