Анна Андрианова. На перепутье Истории

Образ города Хотьково в графике Людмилы Ермиловой

Для некоторых современных художников, жизнь которых оказалась тесно связана с Хотьково, свойственно особое отношение к этой необыкновенной земле. Уже более полувека жизнь педагога, члена Союза Художников России, Заслуженного работника культуры Российской Федерации — Людмилы Григорьевны Ермиловой неразрывными нитями связана с этим городом.

 Она приехала учиться в Абрамцевское художественно-промышленное училище из Мурманска. Хотьково привязало её к себе, стало дорогим и, поистине, близким сердцу. Для человека с Севера самым первым и сильным впечатлением было  созерцание природы нашей полосы. После тундры и заполярной суровости живописность красок Подмосковья восхитила и поразила  художника своим разнообразием. Людмила Григорьевна до сих пор вспоминает о том, какой восторг вызывали у неё густые хвойно-лиственные леса, обилие плодовых деревьев с возможностью сорвать яблоко прямо с дерева и, конечно же, цветы... Холмистый хотьковский ландшафт, разнообразные пейзажи окрестностей стали неиссякаемым источником вдохновения для эстетически внимательного взгляда художника. Ермилова рассказывает о своей любви к этому месту и его древней и богатой истории в своих работах, которые она называет лубками.

Лубок как вид гравюры появился в России в середине XVI века. Пришедший из Германии, он стал глубоко национальным видом русского искусства, неотъемлемой частью русской культуры. До сих пор он продолжает воспевать человечность, терпимость и свободомыслие. Его язык понятен любому, и он не столько украшает собою мир, сколько творит свой собственный —  сказочный и добрый. От обычных графических работ лубок отличается тем, что каждую картинку автор  сопровождает подписью. Это может быть пословица, поговорка, строчки из былины или сказки, стихи или авторское изречение.

 Лубок вошел в жизнь Людмилы Григорьевны Ермиловой в середине девяностых годов. Стимулом стал призыв мужа, Василия Алексеевича Ермилова (1946—2013), известного педагога и художника по дереву, найти своё «я» в творческом разнообразии возможностей. В то время в АХПУ многие преподаватели увлекались лубком: Л.Л. Лехова,  Г.М. Еськин, О.В. и Л.В. Подкорытовы, И.О. Пуховская.  В 1982 году в Москве на  Сретенке, в бывшей печатной слободе, где всегда селились резчики и печатники лубков в прошлом, творческая «Мастерская народной графики» под руководством Виктора Пензина стала «кузницей» лубка XX- XXI вв. Мастерская являлась творческим объединением художников-профессионалов, которые занимались возрождением лубка. Целью и задачей его участников было  придать новое звучание давно известному жанру, наполнить его современным содержанием, вернуть русскому народу его наследие во всем его многоцветье. Художники с энтузиазмом  занимались реконструкцией древних лубков и работой над собственными новыми произведениями. Лариса Леонидовна Лехова, преподаватель училища, помогла Людмиле Григорьевне войти в это объединение. Лубок пленил Ермилову своей сочностью, наивно-образным строем, яркой праздничностью и нарядностью, озорством и злободневностью. Все это необыкновенно точно соответствовало внутреннему ощущению жизни, характеру художницы. И Людмила Григорьевна, быстро освоив приемы резьбы, в 1986 году выпустила в свет первые графические листы: «Кукла», «Жар-птица», «Хотьково».

Работы Ермиловой можно отнести, в основном, к типу рельефной или высокой гравюры, которая делается на дереве, она же имеет название ксилография. Также значительную часть своих произведений Людмила Григорьевн выполнила в технике линогравюры (способ гравирования на линолеуме). Из этих двух способов ксилография является наиболее старым и традиционным. Среди работ Людмилы Григорьевны можно выделить несколько циклов: «Детский народный календарь», «Народные праздники», «Архангельск. Русский Север», «Сказки», «Семья», «Внуки», «Память», «Моя жизнь». Среди излюбленных изречений художницы — пословицы и поговорки, цитаты из литературного наследия М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Н. Вяземского, Н. Заболоцкого, Б.В. Шергина, С. Писахова, Н. Рубцова и  П. Радимова, В. Соловьева, Д.С.Лихачева. Каждая тема раскрывается художницей через историю: историю места, где она жила и живет, историю своей семьи.

Небольшой  подмосковный город Хотьково, являющийся  географической  «сердцевиной» древней  Радонежской земли, сыграл немаловажную роль  в истории становления Российского государства  в XIV-XV вв. Именно здесь вырос и возмужал преподобный Сергий Радонежский, «молитвенник  земли Русской», здесь почили его святые Родители. Через Хотьково шли и поныне идут и едут многочисленные паломники в Троицкую  обитель, основанную Преподобным Сергием.

Самые ранние изображения Хотьково относятся к середине девятнадцатого века. В основном это литографии. Большая часть сохранившихся изображений воспроизводит вид Хотьковского монастыря. С появлением фотографии ситуация мало изменилась,  и желание изображать это место графическими способами не утратило своей актуальности. Художники с неизменным постоянством обращаются в своих произведениях к уютному и колоритному облику города, отдавая дань его красоте и эстетической выразительности.

На мой взгляд, графические произведения Л.Г. Ермиловой занимают особое место в воспроизведении «портрета» города. Здесь не только визуально точное изображение архитектуры и ландшафта города, хотя это все есть в натурных работах, которые художница делает практически каждое лето на пленэре. В графических произведениях видится более глубокий, осмысленный и внимательно прочитанный образ Хотькова, с его интересной и неповторимой историей, промыслами, архитектурной индивидуальностью, культурной составляющей жизни, творческими занятиями живущих здесь людей. Образ города Хотьково, его окрестностей — Абрамцева, Радонежа, Сергиева Посада присутствуют на более чем тридцати графических работах  Людмилы Григорьевны.

Одним из примеров традиционной композиции художника является лубок «Детский народный календарь» (1991). В нем  доминирует принцип последовательного рассказа, где каждый эпизод сопровождается краткой пояснительной надписью. Образ Покровского собора помещен художницей в клейме, рассказывающем о Пасхе. Говоря об «образе собора», мне хотелось подчеркнуть что изображение, являясь условно стилизованным «портретом» конкретного архитектурного сооружения, абсолютно узнаваемо. Стилизация архитектуры выполнена в лаконичной манере, при уравновешенном сочетании крупных объемов, без излишней детализации. Горизонтальные пространства между рядами праздников календаря отсылают зрителя к традиции лубочного узорочья. Сами мотивы являются вариацией орнаментов абрамцево-кудринской резьбы – промысла, зародившегося в здешних местах на рубеже XIX-XX веков, основным продолжателем традиций которого стал Абрамцевский колледж.

«Листая страницы истории» (2001) — это,  на мой взгляд, наиболее сложная по композиционному построению работа. Она повествует об истории города Хотьково. Центральную и большую часть графического листа занимает изображение вертикально стоящей раскрытой книги. Границы страниц обозначены более толстыми широкими черными линиями. Рассказ строится вокруг тех же, условно стилизованных изображений узнаваемой архитектуры города, событий, происходивших здесь. Местами выходящие или входящие за границы страниц книги событийные сюжеты охватывают более чем десять столетий, возле некоторых стоят знаменательные даты. Плоскостной характер изображаемого позволяет «прочитать» историю города. Ритмическая организованность внутри информационно насыщенного изображения снова отсылает нас к традиции лубочного узорочья, где «узорочьем» является само событие, архитектурное сооружение или состояние природы. Композиция работы выразительна и интересна своей открытостью и широтой охватываемых событий.

В работе  Л. Г. Ермиловой «Хотьково-город мастеров» (2001)  основной текстовой цитатой  является пословица «Жизнь без труда – воровство. Жизнь без искусства – варварство». Композиция лубка повествует о промыслах и ремеслах в Хотьково и окрестностях. В левой части листа  расположены  квадратные клейма, в которых  рассказывается о том, что в Хотьково расписывали матрешки, шили лоскутные мячики, работали  меднолитейный завод Шапошникова, фарфоровый завод А.Г. Попова, Абрамцево-кудринский резной промысел, фарфоровый  завод С.Г. Дунаева…  Доминирующий  золотой фон листа символизирует «золотые руки» мастеров  декоративно-прикладного искусства Хотькова. Изображение соборов монастыря художница поместила на холм в виде радуги, которая переходит в железнодорожный мост —  еще один знаковый символ Хотькова. К слову, построенный в 1862 году по проекту инженера А.С. Рехневского, он и сегодня — самый высокий мост в Московской области. Под радугой с соборами помещена фигура художника с этюдником. Образ навеян старой фотографией, на которой Роберт Фальк пишет живописный этюд возле монастыря. Цитата из дневников Б.Шергина о народном искусстве и Хотьковском промысле еще больше  подчеркивает неизменность лубочного жанра  и в XXI веке – профессиональное исполнение художественной стороны и  лучшие просветительские  традиции литературной составляющей.

Композиция работы «Мой дом — моя семья» из серии «Мой дом – моя крепость» (2003) представляет собой изображение сказочного терема в разрезе, в комнатах-клеймах  которого, собственно, и  разворачивается повествование о жизни, занятиях и увлечениях всех членов семьи Ермиловых. Кроме лаконичного изображения соборов Хотьковского монастыря на полукруглых холмах, автором  также изображена и Троице-Сергиева Лавра, и усадьба Абрамцево, и железная дорога.

В насыщенной орнаментальными мотивами работе «Золотые сны детства» (2003) изображение Никольского собора в центре завершается не крестом, а стилизованным изображением солнца.

Композиция «Веселые друзья» или «Веселая компания» (2007) — это одна из  работ цикла, созданного под впечатлениями от общения художницы с внуками. В меру сил принимая участие в их воспитании, Людмила Григорьевна облекает впечатления от живого общения с ними в повествовательно-изобразительные формы графических рассказов. В этой композиции образы детей помещены в декоративно трансформированное пространство, которое приобрело условное значение состояния детства. Основные узлы композиции — два мальчика в центре на коне-качалке, и волнообразная линия железной дороги. Они  выделены более толстым контуром, что усиливает  значимость изображенных персонажей и неровность их жизненного пути. Хотьково в этой работе предстает  упрощенным до знака -  стилизованным изображением Никольского собора Хотьковского монастыря. Он изображен однокупольным. Связано это с тем, что на протяжении многих послереволюционных лет четыре маленьких главки собора отсутствовали. Снесенные в 1960-70-ее годы ХХ века, они были восстановлены только в накануне семисотлетия монастыря в 2008 году. То есть, большую часть своей творческой жизни в Хотьково Людмила Григорьевна видела собор именно таким. Немаловажно и то, что,  будучи  самым молодым среди исторических дореволюционных построек на территории монастыря, Никольский собор на сегодняшний день видится  главной вертикалью на монастырском холме и является  важным символом города.

Тот же образ города Хотьково нашел свое отражение в работах художника «Хотьково: «Блюди ремесло, чтоб хмелем не поросло» (1988), «Хотьково: Город причудливо странный, красок и образов смесь: древности благоуханной веет поэзия здесь. Н Вяземский» (1988), «Сергий Радонежский» (1989), «Совы и жаворонки» (1992), «Учись добру» (1994), «Кандинский о живописи (Синий всадник)» (1996), «Птенцы гнезда Хотьково» (1996), «Север-Хотьково» (1996), «Моя башня из слоновой кости» (2000), «Инициалы» (2001), «Хотьково» и «Хотьково — ремесла» (2002), «Хранители традиций» (2015). Символический облик Хотькова предстает то в виде парного изображения соборов монастыря, иногда дополненного фрагментарно Южной линией стен со львом, то изображением одного или двух соборов с маленьким одноэтажным деревянным домиком. Возможно, это связано с тем, что в 1968 году, когда Людмила Григорьевна впервые приехала в Хотьково, застройка старой части города была преимущественно деревянной и одноэтажной.

Графические работы Л.Г.Ермиловой находятся сегодня в собраниях Музея-заповедника «Абрамцево», «Музея Народной графики» и галереи искусства «Дом Ф. Шаляпина» в Москве, Художественно-педагогическом музее игрушки в Сергиевом Посаде, частных коллекциях в России и за рубежом (Норвегия, Испания, США). Людмила Григорьевна Ермилова является Действительным членом Академии народного искусства. В 2008 году она передала в дар Музею народной графики шестьдесят своих графических работ,  и теперь в музее есть целый зал, посвященный её творчеству.

Кроме лубков в арсенале художницы имеются этюды, выполненные с натуры темперой или гуашью. Контуры рисунка в них немного заострены, силуэты отличаются угловатостью. Архитектурные образы конструктивны. Полусферические объемы холмов пространственно лаконичны и  нарочито лишены изъянов. В тенях листвы деревьев светится лазурь, словно отсвет небесного луча. Эти работы Ермиловой можно назвать созвучными настроению  художников «Бубнового Валета».

Внимательно рассматривая  «ермиловский» облик города Хотьково, по-своему увиденный художником,  вплетенный в канву предметов и явлений, удаленных между собой во времени и пространстве, вдруг осознаешь удивительную цельность созданного ею образа. По выражению самой  художницы, «у Хотькова  есть свое лицо».  В лубках Людмилы Григорьевны Ермиловой наш город  предстает незыблемым и объективным историческим пространством с неповторимыми индивидуальными чертами и узнаваемым характером. Это город, где живет и творит Художник, остро осознающий сопричастность его судьбе.                                                                                                   

Анна Андрианова

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *