Хотьковский железнодорожный мост через Пажу — это наша гордость,
символ города и легенда... Новые интересные факты о мосте и его создателе читайте ниже в статье Натальи Малашиной.
Хотьково: мост из прошлого в будущее
В июле 2017 года исполняется 215 лет с момента открытия регулярного движения по Ярославской железной дороге на участке Москва-Сергиев, а соответственно, и уникальному инженерному сооружению на этой ветке: хотьковскому железнодорожному мосту через р. Пажа.
История постройки самого высокого железнодорожного моста в Подмосковье столь же интересна и ярка, как и жизнь его проектировщика, молодого талантливого петербургского инженера-путейца, математика А. С. Рехневского .
Александр Симонович Рехневский родился 2 августа 1836 г. в Петербурге, в семье польских дворян — выходцев из Минской губернии. Его старший брат Юлий Рехневский (1824—1887) был известным писателем, педагогом, общественным деятелем, редактором «Журнала Министерства Народного Просвещения». Другой брат – генерал-майор Станислав-Казимир Рехневский (1833—1885) – был известен как математик, военный инженер-геодезист, основатель и бессменный руководитель Эмеритальной (пенсионной) кассы для военнослужащих.
Ну а младший из них, Александр, получил образование в Петербургском Институте корпуса инженеров путей сообщения, который окончил в 1855 году вторым по успеваемости в звании поручика. Среди его однокашников были: Карл Шуберский – известный инженер-изобретатель, почетный гражданин Парижа; Иосиф Красовский – помощник директора Московско-Нижегородской железной дороги; Павел Трунин – управляющий Московско- Брестской железной дороги. О выпускниках этого учебного заведения сказал замечательные и очень верные слова ректор института, профессор Л.Ф. Николаи: «Деятельность инженера путей сообщения такая же тяжелая и ответственная, как и деятельность врача: человек, общество тому и другому доверяют, не имея возможности убедиться в его знаниях. Доверяют ему только потому, что он получил знания в определенном учебном заведении».
Учителем и научным руководителем А. С. Рехневского на курсе был талантливый российский математик, инженер-мостостроитель, профессор Д. И. Журавский. Именно Журавский в те годы сделал революционное открытие в мировой науке и практике железнодорожного мостостроения. Молодой российский ученый первым в мире построил учебную испытательную модель раскосного моста, используя остроумный метод «прослушивания» несущих конструкций как звучащих струн при прохождении по ним железнодорожного состава. «Звучащая» модель Журавского позволила ему создать точные математические расчеты сечений несущих конструкций мостов. Благодаря его работе стали понятны причины столь часто повторявшихся в то время страшных катастроф на железнодорожных мостах Европы и Америки. Мосты, внешне массивные, но построенные «на глазок», не выдерживали нагрузки в уязвимых местах и обрушивались, унося множество человеческих жизней.
Александр Рехневский , талантливый ученик профессора Журавского, усовершенствовал его открытие, переведя сложные математические расчеты своего учителя на более простой и понятный язык графических построений. Графики Рехневского позволяли делать вычисления для любой точки моста в любых сечениях и при любых нагрузках. С научных работ Д. И. Журавского, А. С Рехневского и других российских инженеров-железнодорожников в стране началась эпоха легких и прочных раскосных мостов, первым из которых в Подмосковье стал хотьковский мост Рехневского . Изящный, ажурный, легкий, высоко стоящий на двух опорах, он стал украшением Хотькова и отличной видовой точкой. Сегодня с моста открывается панорама монастыря и старого города, вид на долину Пажи и современную автомобильную развязку. Мост, в первоначальном виде простоявший 30 лет, со временем был неоднократно реконструирован и усилен. Однако замысел его создателя и сейчас проглядывает сквозь современные сплошные конструкции. Мост по-прежнему красив и продолжает выдерживать колоссальные нагрузки.
Кроме хотьковского моста, Александр Рехневский спроектировал также железнодорожный мост на Волго-Донской железной дороге (ветка Царицын – Калач-на-Дону), первый поезд по которому прошел в конце лета 1862 г.
То, что Рехневский был одним из любимых учеников Журавского, подтверждается следующим фактом. В 1857 г. в Петербурге Д. И. Журавский привлек молодого поручика Рехневского к очень ответственной работе по замене деревянного шпиля Петропавловского собора металлическим. Вместе они рассчитали новую конструкцию каркаса шпиля, затем инспектировали его производство на Камско-Воткинском металлургическом заводе, а затем непосредственно участвовали в установке нового шпиля. Об участии А. С. Рехневского в этой сложной и интересной работе свидетельствует, в частности, записка, сделанная в 1857 г. секретарем проводившихся работ и тогда же помещенная строителями в специальную железную капсулу в «яблоке» шпиля. Капсула была найдена петербургскими промышленными альпинистами в 1993 при проведении плановых реставрационных работ на шпиле Петропавловского собора и экспонировалась на выставке в Петербурге.
Талантливый российский ученый Александр Рехневский прожил, к сожалению, очень короткую жизнь. Он скончался 11 июля 1863 года, не дожив нескольких недель до своего двадцатишестилетия. Существует версия, пока никак не подтвержденная документально, что в этот день Рехневский бросился с хотьковского моста в момент его испытания, испугавшись разрушения конструкций. На взгляд автора, это маловероятно, так как мост к тому времени уже прошел испытания и почти год исправно функционировал. Если его самоубийство на мосту действительно имело место, то причин этого трагического поступка могло быть множество – от несчастной любви и душевной болезни до политических мотивов. Так, к примеру, именно накануне его гибели, вечером 10 июля 1863 г. в Москве стало известно о том, что Россия не допустит иностранные державы к урегулированию внутреннего политического кризиса, вызванного польским восстанием 1863 года, и что надежды польских повстанцев на помощь Европы рухнули. Александр Рехневский был этническим поляком, дворянином, жил в Петербурге, где польская диаспора была одной из самых многочисленных и активных в России. Однако эти два события могли быть лишь совпадением, и эта версия автора – всего лишь версия.
И все же, попробуем закончить наше историко-краеведческое расследование на оптимистической ноте, сообщив читателям следующее. На одном из польских историко-биографических сайтов автором была найдена статья о том, что в декабре того фатального 1863 года в Петербурге, в семье старшего из братьев Рехневских Юлия родился мальчик Станислав. Впоследствии он так же, как и его дядя, окончил Петербургский Институт инженеров путей сообщения, проектировал сложнейшие железнодорожные мосты и тоннели сначала в Российской империи, потом в СССР, а затем в предвоенной Польше. В статье сказано, что это был чрезвычайно талантливый, трудолюбивый и очень скромный человек…
Наталья Малашина, историк.