Невский В.А., реставратор

Вильямс Алексеевич Невский

25.09.192824.07.2016

 —искусствовед, публицист, экспозиционер, художник-реставратор керамики, собиратель и исследователь творчества М. А. Врубеля. Сотрудник Музея-заповедника «Абрамцево»  с более чем полувековым стажем (с 1959 по 2011 год).

Вильямс Алексеевич Невский родился в селе Плёсо-Курья Хабаровского района Алтайского края в семье служащего. В 1955 году окончил факультет теории и истории искусств Ленинградского института имени И. Е. Репина (СПГАИНЖАСА имени И. Е. Репина). По распределению был направлен в Художественный музей имени А. Н. Радищева в город Саратов, где работал заместителем директора по научной работе с 1955 по 1958 год. 

В 1959 году Вильямс Алексеевич приехал в Абрамцево. Очарование места и личное  потрясение от глубокого, дивного спокойствия, царящего в усадьбе, привели его к решению остаться работать в музее. В том же году он был принят на работу научным сотрудником. В 1955 году Абрамцево было музеем-усадьбой Института истории искусства Академии наук СССР. Директором института с 1944 года являлся профессор, академик Академии художеств СССР и Академии наук СССР, искусствовед, реставратор, теоретик искусства И. Э. Грабарь. Николай Павлович Пахомов (директор Музея-усадьбы с 1947 по 1967 год) возил Вильямса Алексеевича на «смотрины» к Игорю Эммануиловичу.  После знакомства Невский был подвергнут испытанию, которое заключалось в определении авторства рисунка. Ответ Вильямса Алексеевича был неверным, но это не повлияло на сложившееся мнение о нем, и решение о приёме его на работу на должность научного сотрудника было принято.

В начале шестидесятых годов в бывшем особняке Мамонтовых на Садово-Спасской улице в Москве планировалось размещение детского сада. Н. П. Пахомов обратился в Министерство культуры РСФСР с просьбой разрешить демонтировать сохранившиеся там уникальные печи и камины, так как к тому моменту они уже не выполняли своей прямой функции — отопительных приборов, и передать их в фонды музея «Абрамцево». На письмо от 16 января 1962 года, содержавшее эту просьбу, было получено разрешение Инспекции по охране памятников архитектуры от 7 мая 1962 года. Работы по демонтажу были поручены научному сотруднику музея В. А. Невскому. Впоследствии, в 1966—1967 годах,  в Студии-мастерской музея Абрамцево были установлены два московских камина, а в 1972 году — «зеркало» одной  из печей.  Следует уточнить, что редкий демонтаж камина или печи проходит без потерь. Как правило, такими потерями становятся отколотые фрагменты и расколотые детали. Прежде чем установить камины в Студии-мастерской, Вильямс Алексеевич отреставрировал, почистил и привёл их в экспозиционный вид. В среднем, каждый камин состоит из 130-150, а иногда и более, изразцов и архитектурных элементов разной конфигурации.  Печи и камины, разобранные, с огромным трудом перевезённые в музей и заново там смонтированные, стали поистине жемчужинами его экспозиции, но об усилиях, которые для этого потребовались, сегодня мало кто знает.

В 1965 году перед В. Невским была поставлена ещё одна масштабная задача — привести в порядок скамью Врубеля. Как историк искусства, Вильямс Алексеевич начал с архивных изысканий и выяснил, что на фотографиях из архива семьи Мамонтовых 1932—1935 годов на скамье уже имелись видимые разрушения. Задуманная как место отдыха, открытая ветрам, дождю, снегу и морозу, скамья к середине 1950-х годов имела обширные утраты в декоре глазурного покрытия. Все этапы и процессы научно-художественной реставрации, которая продлилась до 1971 года, нашли своё отражение в плановой работе Невского «Методика и процесс реставрации скамьи Врубеля». Большую помощь в этой работе  оказал реставратору преподаватель Абрамцевского художественно-промышленного училища, художник-керамист и технолог Валентин Михайлович Серёгин. Им были воссозданы некоторые фрагменты керамического убранства скамьи. Воссоздание происходило полноценным обжиговым способом с опорой на эскизы В. А. Невского.

За этой работой последовало восстановление керамического убранства Абрамцевской церкви. Состоявшийся тогда уникальный творческий тандем талантливого  реставратора и профессионального керамиста-технолога даёт нам сегодня возможность любоваться подлинными шедеврами керамического искусства прошлого.

В 1979 году Вильямс Алексеевич был официально переведён в должность художника-реставратора керамики, в которой проработал до 2011 года. В 1971 и 1981 годах он стажировался в отделе керамики ВХНРЦ имени И. Э. Грабаря под руководством С.М.Анненской и И.Ф. Егоренко.

В 1989 году В. А. Невский был удостоен звания Заслуженного работника культуры, в 1998 году награждён медалью «В память 850-летия Москвы», в 1999 году награждён Орденом Почёта.

За тридцать два года работы в музее Вильямса Алексеевича Невского им были атрибутированы и отреставрированы:  скульптуры и вазы Абрамцевской гончарной мастерской, произведения  М. В. Якунчиковой,  М. А. Врубеля, В. А. Серова, К. А. Коровина, А. Т. Матвеева, А. Я. Головина и других художников абрамцевского кружка, печи и камины Главного усадебного дома, среди которых врубелевская Печь-лежанка, керамика В. В. Булыгиной. Многие экспонаты, являющиеся сегодня украшением и гордостью музейной  коллекции, поступили в  Абрамцево благодаря исследованиям и научным находкам Вильямса Алексеевича. 

          Вильямс Алексеевич был человеком безупречных этических качеств. Он воспитал целое поколение музейных сотрудников, стал свидетелем и участником многих исторических событий в жизни музея, о которых мог образно и живо рассказывать, обладая незаурядным даром рассказчика. Его яркие артистические способности проявлялись в музейных спектаклях и капустниках. Сам Вильямс Алексеевич являл собой целую эпоху в истории музея «Абрамцево». До последних дней его жизни с ним советовались сотрудники, коллекционеры, исследователи абрамцевской керамики и творчества М. А. Врубеля. Исследовательские находки Невского нашли отражение на страницах таких изданий, как «Собрание» и «Русское искусство».

          У Вильямса Алексеевича осталось замечательное наследство: двое детей, девять внуков и пять правнуков. Он всегда был внимательным к людям и вдумчивым по отношению к делу, которым занимался. Вильямс Алексеевич мог бы написать гениальную монографию о творчестве гениального русского художника, но, отдавая предпочтение живому общению с живым человеком, он «раздал» себя — друзьям, коллегам,  знакомым, своим близким, детям и внукам. Возможно, это  и есть то самое ценное, что он смог оставить в память о себе. Он никогда никого не поучал, но своим личным примером и обычными для себя  поступками давал всем самый главный урок в жизни — урок любви к людям и к своему делу. Мы всегда будем помнить В.А. Невского и ценить то, что им сделано.

Публикации В.А. Невского:

  1. Музей-заповедник «Абрамцево»: Очерк-путеводитель. / Авт.: О.И. Арзуманова, А.Г. Кузнецова, Т.Н. Макарова, В.А. Невский. — М.: Изобразительное искусство, 1984.
  2.  Невский В. Абрамцевская керамическая мастерская. Майолика М.А. Врубеля // Абрамцево. Ленинград: Издательство «Художник РСФСР», 1988, С. 173-230.
  3. Невский Вил. Абрамцевские находки: новое о Врубеле керамисте// Журнал «Русское искусство» № II, 2005. — С. 24.
  4. Невский Вил. Михаил Врубель. Ваза «Дуэт»// Журнал «Русское искусство» № I, 2007. — С. 54-57.
  5. Невский Вил. Забытые произведения. Керамика Врубеля// Журнал «Собрание» № 3, сентябрь 2007. — С. 8-20.

Периодика о В.А. Невском:

  1. Заикина А. Гений места. Магия искусства. Музейщик// Газета «Хотьковский прорыв», № 15 (24), 2011. — С. 9.

 

Реставратор керамики Музея «Абрамцево»

Анна Андрианова