Сергей Тимофеевич Аксаков
Нам, жителям небольшого подмосковного города Хотьково, можно гордиться тем, что на нашей земле в разное время жили и работали удивительно талантливые люди. Талантливые совершенно по-разному. Художники, скульпторы, архитекторы, поэты, писатели… И для нас сегодня очень важно то, что именно здесь, на Радонежской земле, эти люди обретали свою высшую радость – радость творчества.
В этом смысле совершенно уникальна история становления одного из интереснейших русских писателей середины XIX века – Сергея Тимофеевича Аксакова. Ведь именно здесь, рядом с Хотьковским монастырем, в подмосковном имении Абрамцево он прожил свои последние и, возможно, лучшие 15 лет. Именно здесь он наконец смог упоенно заниматься тем, о чем мечтал всю жизнь, к чему чувствовал призвание и тягу – писать.
Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 г. в Уфе, в семье помещика средней руки. Наречен был родителями Сергием, по обету, в честь преподобного Сергия Радонежского. Через пятьдесят лет этот человек нашел свой приют в краю Преподобного Сергия, в милом сердцу Радонежье, где и прославил это место своим необычайным даром.
В 1843 г. большая дружная семья Аксаковых перебралась на летние месяцы из Москвы в купленное подмосковное имение Абрамцево, поближе к природе, покою, к родителям Преподобного. Для них это был « прекрасный, мирный, уединенный уголок, где собрано все, что <…> нужно». Московские знакомцы Аксаковых - писатели Гоголь, Тургенев, Загоскин, знаменитый актер Щепкин, историк Погодин - с удовольствием наезжали к Аксаковым в старинную усадьбу.
Литературное дарование Аксакова было особенным. Среди своих друзей и домашних он слыл поразительно талантливым рассказчиком. Это свойство Сергея Тимофеевича высоко ценил его друг, Николай Васильевич Гоголь, настойчиво призывая его «диктовать кому-нибудь воспоминания прежней жизни» и доставить тем самым «детям своим много полезных в жизни уроков, а всем соотечественникам лучшее познание русского человека». Жизнь Аксакова в усадьбе способствовала расцвету его таланта: природа Абрамцева напоминала ему родной уфимский край, и воспоминания прежней жизни постоянно всплывали в его памяти.
Так появилась на свет первая книга Сергея Тимофеевича. Надиктованные им своим дочерям «Записки об уженье рыбы», увидевшие свет в 1847 году, и поныне являются бестселлером среди людей, знающих толк в рыбной ловле. В Абрамцеве Аксаков часами пропадал с удочкой на Воре. Очень сокрушался, когда зрение и расстроенное здоровье уже не позволяли ему этой тихой радости. Но в книге сумел талантливо донести до нас свое поэтическое восприятие этого увлекательного занятия, свой азарт рыбака, не покидавший его вплоть до последних лет жизни. Такими же популярными среди знатоков охоты и любителей словесности стали затем аксаковские «Записки ружейного охотника» и «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах». Гоголь восхищался литературным языком Сергея Тимофеевича и считал, что « никто из русских писателей не умеет описывать природу такими сильными, свежими красками, как Аксаков». В письмах писал другу о том, что мечтает, чтобы его персонажи «Мертвых душ» …... «были живые живьем, так же как живы Ваши птицы ».
Позже большой творческой удачей писателя стала автобиографическая трилогия: «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания» (1847-58гг.). «Неторопливая манера повествования, ясность мыслей и чувств, чистота языка и яркость его, несмотря на кажущуюся простоту, огромная художественная выразительность при кажущейся незатейливости – все это приводит к тому, что книги Аксакова читаются с наслаждением»… — писал о произведениях Сергея Тимофеевича уже в ХХ веке замечательный русский прозаик Владимир Солоухин. Подобно множеству других людей, юный Солоухин начал знакомство с творчеством Аксакова через волшебство, сказку. Именно сказка «Аленький цветочек», написанная, или, точнее, пересказанная Аксаковым со слов ключницы Пелагеи и «отреставрированная» для повествования о Багрове-внуке, стала для многих читателей самым любимым, самым известным, самым запоминающимся произведением Сергея Тимофеевича. Захватывающий сюжет, яркие картинки русской жизни, нравственная борьба героев и удивительно сочный, образный, зачаровывающий, почти музыкально звучащий язык аксаковской сказки ставят это произведение в один ряд с лучшими образцами русской литературы детства.
Мечта Аксакова написать «такую книгу для детей, какой не бывало еще в литературе», сбылась. Его «Аленький цветочек», «Детские годы Багрова-внука», «Семейную хронику» поколение за поколением, год за годом перечитывают множество маленьких и больших читателей. Их притягивает и очаровывает «ласковая русскость» его книг, стремление разбудить в читателях лучшие чувства, особая выразительность живого повествования. Тиражи и переиздания аксаковских произведений за полторы сотни лет не поддаются подсчету, по его произведением созданы спектакли, сняты фильмы. О них написано множество научных трудов. Его книги – это наш «золотой фонд».
Ну, а мы с вами, живя рядом с Абрамцевом, местом, где обитала аксаковская муза, должны знать, помнить, и любить творчество этого удивительно светлого и талантливого человека, имя которого неразрывно связано со столь любимой им природой и историей Радонежского края.